Tuesday, August 26, 2014

Сад-чаша

Начавши сей блог в 2006г я не задумывалась над тем, сколько я буду его писать, и тем более даже и не подозревала, что со временем блогосфера
станет для меня интересным источником идей, как например, провести свободное время.
Читая один из любимых мною блогов, я узнала о существовании прекрасного сада Innisfree Garden, расположенного недалеко от Таconic Parkway севернее от Нью Йорка, где-то 1.5 часа езды от нас.
Мы частенько посещаем самые разные ботанические сады и в Америке, и в других странах, и я была удивлена тем, что в относительной близости от меня существует один из десяти самых прекрасных садов мира, а я там ни разу не была.
Взявши их адрес с вебсайта сада и настучавши его на своем навигаторе, я себе мирно порулила. Навигатор велел мне свернуть на Tyrell Road, 362, и я послушно повернула. Еду, и вдруг тебе знак "Дорога закрыта". Мне оставалось проехать всего одну милю. Ну мало ли по каким причинам дорога закрыта, могу и пешочком прогуляться. Взяла свои $7 заплатить за вход, фотоаппарат и пошла - по моим приблизительным подсчетам это же где-то минут 20 ходу. Асфальт перешел в грунтовую дорогу, недавно прошел дождь, приходилось перeпрыгивать через лужи. Постепенно дорога стала ухудшаться, и на деревьях появились прибитые таблички, что я нахожусь в частном владении, где запрещено охотиться и рыбачить и приходить сюда с этими целями. Хоть я и не собиралась охотиться-рыбачить, а все же  призадумалась, еще раз перечитала указатель: ведь по закону, если ты вошел в чужие владения не смотря на предупреждения, владелец имеет право тебя пристрелить. Думаю, наверное я ошиблась, когда вводила адрес в навигатор, но садов тут явно никаких нет и дальше не будет. Вернулась к машине, выезжаю на шоссе, остановилась на бензоколонке, спрашиваю про сады, оказалось, что заезд туда с другой стороны, и это совсем близко, с 82-й дороги, и тоже с Tyrell Rd, как ни странно, и даже адрес мой набит был правильно в навигаторе. Такие вот метаморфозы бывают с навигаторами :-)
История создания сада начинается в 30-х годов прошлого столетия.
Супруги Beck, Walter and Marion Burt, большие ценители искусства Востока, открыли для себя китайского поэта и создателя уникальных ландшафтов 8-го века, Ванг Вея. Его идея была в создании таких садов, где главным об'ектом является именно сама природа, и квинт-эссенция его садов - сад-чаша, в центре которого размещается главный об'ект, озеро, холм, уникальной формы камень, а вокруг располагаются деревья, цветы, травы таким образом, чтобы обрамлять главный об'ект и подчеркивать его уникальную красоту.
Западные традиции в создании садов и парков имеют два мощных направления, французский дизайн, где строгая геометрия, подстриженные деревья и кусты, а также цветы призваны создавать удивительные узоры культурированного парка. Ему в противовес существует английский дизaйн, где имитируется природа, и парки как бы приукрашают природу, но тем не менее ты ни на минуту не забываешь, что это рукотворное творение. Там парк планируется как единое целое.
Посещать такие сады приятно, ты любуешься витиеватостью мышления садовода, восторгаешься всем, и формами и самими растениями, зачастую экзотическимим для места, где сад расположен. Но ни на минуту ты не забываешь, что это творение человека, и это искусство создать и поддерживать живой организм сада в прекрасной форме.
В восточной традиции нет этих элементов. Парк как бы является местом, где человек соединяется с природой, и все настраивает зрителя на философский лад. Поэтому звук падающей или струящейся воды заставляет создателей водопадов и водоемов перекладывать их по нескольку раз, пока они не добиваются нужного эффекта.
Семья Beck встретили паркового архитектора Lester Collins, когда он был еще студентом Гарвардского университета. Он много путешествовал по Азии, изучал садовую архитектуру Востока и посещал много садов и парков в Китае и Японии, и в результате воплотил свое вИдение, каким должен быть сад и идеи заказчика в Millbrook садах. Впоследствии Коллинс стал деканом Гарвардского университета, и по его планам были созданы многие парки в США и в других странах.
Innisfree Gardens  - практически единственный сад в мире, который был спланирован как частный сад, развивался в течение почти 50 лет, превратился в публичный парк, который посещают тысячи людей, и все же сад сохраняет свое основное назначение - единение с природой для размышения о мире и своем месте в нем, - и все под руководством одного садового архитектора.
Это не заполненный толпами Бруклинский Ботанический Сад, это и не Сады Дю Понта в Пенсильвании, это совершенно другой мир. Здесь посетителю ничего не мешает, и он может спокойно размышлять, созерцая гладь воды озера, заросшего лотосом, слушать журчание ручейка, присев на скамью, или ощутив легкое движение воздуха с мельчайшими капельками воды, распpостраняемыми специальным почти бесшумным фонтаном, медленно идти по чуть заметной тропинке, переходя от одного уголкa сада к другому, каждый из которых представляет целую вселенную.
Иногда сад открывают для посетителей в 5 часов утра, чтобы они могли встретить тут восход солнца и наблюдать, как рассеивается туман, опустившийся на озеро за ночь.
Приезжайте.
Тут очень красиво.

4 comments:

  1. Очень интересно, спасибо! При случае надо заглянуть :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вот! Нашёлся и этот комм!

      Delete
  2. Вроде, я вчера комментарийй тут оставила, но куда-то делся :)
    Ещё раз: спасибо за наводку!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Что-то не вижу тоже этого коммента.
      Комменты к старым постам у меня идут к раздел moderated, потому как масса spam почему-то заливается именно в старые посты, а чистить их мне лень, поэтому установила фильтры.

      Delete