Едем дальше. Начинаем глубже понимать, что Париж -это не вся Франция, а Франция очень сильно отличается от Парижа. Третьи сутки во Франции, a я не встретила ни одного брата-мусульманца, беженца из великих нефтяных держав. Все сплошь местные тут. Попадаются мне автобусы школьников, которые выезжают на экскурсии на природу или посетить очередной замок, и что интересно - на целый автобус детей 1-2-3 сопровождающих взрослых.
И дети-то не дикие. Училки не надрывают свой голос. Дети не разбегаются, как тараканы во все стороны. Каждому выдают в руки билетик при входе в замок, доверяют им, что те не потеряют, хотя и очередь на security бывает длинная.
Сегодня рулила в один конец 42 мили, в Château de Chambord.
Пoд'езжаю, как велит Waze ко входу в гигантский парк при дворце в 5,400 гектаров, а в'езд туда забарикадирован, и скромненькая стрелочка "об'езд" - велит разворачиваться.
Начинаю пытаться об'езжать, но Waze меня настойчово тащит назад к тому барьеру. Остановилась, помахала встречной машинешке (они здесь в основном все маленькие), спрашиваю, а как же далеко надо ехать и куда, чтобы попасть в замок. Дядечка скомандовал "За мной!" И мы ринулись к тому же барьеру (понятное дело - разве можно блондинистoй иностранке поверить?!) с явным превышением скорости, плевал он на все знаки про скорости.
Выбегает из машины читать инструкцию мелкими буковками. Возвращается, докладывает, что ремонтные работы на дороге начнутся 20 мая (а сегодня-то 13-е, но проехать уже никак невозможно), и с криком "За мной!
Есть еще три в'езда в парк Шамбор!" разворачивается и бросается туда, где я его и повстречала. Несется, несется, а я за ним - держу дистанцию, нарушаю правила, а что делать? Сама не выберусь. Долго так шуруем. Waze нудит и все пытается меня вернуть к закрытому в'езду. Наконец и Waze соображает и пересчитывает новый маршрут к замку. Я спасена! Благодарю дядечку, который довез меня практически до в'езда. Он счастливо улыбается и уезжает.
У графов Балуа был небольшой замок в самом сердце леса Булони, который считался хорошим местом для охоты, а охота в давние времена была неотъемлемой частью жизни знати, ну где-тo так, как gym в наши времена у молодежи.
Молодой король Франсуа I решил разрушить этот замок, чтобы построить уникальный и впечатляющий памятник архитектуры. Охота и архитектура прекрасно сочетаются в замке Шамбор. Работа в Шамбор началась в 1519 году, всего через несколько месяцев после смерти Леонардо да Винчи в Амбуазе. Многие элементы замка были вдохновлены великим художником, а может даже и построены по его чертежам.
В 1527 году король всерьез подумывал о том, чтобы привести реку Луару к подножию замка. Однако, столкнувшись с огромными финансовыми проблемами по воплощению этого замысла, король решил, что вместо этого будет достаточно реки Коссон. Несмотря на то, что он завершил большую часть здания, Франсуа I (1494-1547), первый монарх эпохи Возрождения, пробыл в замке в общей сложности всего 72 дня наездами.
На самом деле, замок Шамбор практически за всю историю существования никогда не был резиденцией ни одного короля. Его редко посещали, поскольку он был построен в основном для коротких охотничьих визитов или же для визитов иностранных королей, чтобы поразить их совершенно необычным видом и богатством архитектуры. Тем не менее, в этом замке устраивались и гигантские балы, и театральные представляния, он многократно перестраиваюся, благоустраивался под нужды королевского двора.
Замок Шамбор был построен посреди леса Булони, поблизости не было деревень, чтобы доставить еду королю и его двору. Кормить длительное время 2,000-3,000 человек постоянно было нечем. Замок не был постоянно обставлен мебелью, ее привозили в случаях охотничьих поездок короля во владения Шамбор. Другой недостаток был связан с огромными комнатами замка, открытыми окнами и высокими потолками, что делало отопление невыполнимой задачей.
Я была в замке в поразительно яркий солнечный, но очень ветренный день. В замке гуляли такие страшные сквозняки, что я просто замерзла. Окна распахнуты, все двери на террасы и во двор открыты, отовсюду дуют ветры нисколько не хуже, чем на улице! Я еще удивилась, что при таком количестве картин, гобеленов и прoчих предметов искусства, никто не следит ни за постоянной температурой, и ни за охраной тех самых залов - не было ни одного охранника на весь замок. (Хотя может все это реплики с оригинальных работ...)
Кстати, о гобеленах: 8 гобеленов, сохранившихся от общего количества 50(!) сотканы самим королем Франсуа I. Есть также и гобелены соданные кооролем Henry-V. Я читала о многих королях мира, о том, что они занимались науками, были прекрасными музыкантами, отлично владели разными видами оружия, были прекрасными политиками, играли в придворных театрах, были очень образованными и начитанными людьми, галантными любовниками, но здесь я впервые услыхала, что Франсуа I ткал гобелены. И это не маленькие диванные подушечки, а гигантские полотна, покрывающие огромные стены замка.
В замке Шамбор, также как и в Амбуаз, выдают в качестве аудиогида небольшие планшеты Histopad, они основаны на GPS, прибыл в какую-то точку замка, они тут же показыват и рассказывают именно историю этого зала - в садах histopad не имеет информации. Аудио часть не особо богата и интересна, всего по чуть-чуть, но там есть feature, хотя и не во всех комнатах, "Иди во глубь веков", когда ты можешь видеть на histopad экране именно этот же зал с обстановкой и деталями мебели и вещей во времена Франсуа-I. Кликаешь на них, и тебе высвечивается текст, рассказывающий об этом предмете. Меня поразила одна вещь, Hunting Book, by Gaston Phebus, ХIV век. Ее рукописную копию имел король Франсуа-I. Это в сущности reference book, которые мы имеем по программированию :-) Там содержались инструкции, как и на какого зверя охотиться, его повадки, как должны одеваться охотники, чтобы не пострадать от напавшего внезапно зверя, чем и куда бить, чтобы наверняка поразить животное.
Еще меня удивила представительная коллекция пуговиц, тысячи и тысячи их(!), которые нашивались на охотничьи костюмы, кому и на какие костюмы пришивались те или эти пуговицы и прочее! Так что, девочки, не удивляйтесь количеству электронных игрушек или мощных электрических инструментов у своих драгоценных мужчин - все это заложено и выпестовано веками: мужские игрушки были в почете даже те древние времена, они вовсе не достижение современных технологий :-)
Когда король Франсуа I умер, замок Шамбор пустовал, и был заселен почти столетие спустя, однако его строительство не было закончено.
Король Солнца, Людовик XIV тоже заезжал в Шамбор и гостил со своей свитой от случая к случаю, посетивши его в общей сложности 9 раз в период с 1660 по 1685 год. Но он поручил провести важные реставрационные работы, чтобы завершить крыло часовни, и превратить часть первого этажа башни в жилые помещения, где бы могла разместиться королевская свита.
В замке останавливались на короткое время многие члены королевской семьи на протяжении многих лет, но никто из королей не выбрал его для себя местом постоянного жительства.
Хотя о чем мы говорим? Короли в те времена знали толк в замках, вот к примеру, у Людовика-XIV было в общей сложности 400 кроватей, а это значит, что они же где-то стационарно размещались, ну а ему приходилось бывать то там, то тут, ведь их же специально сделали, чтобы он мог спать с комфортом...
Чтобы вместить многочисленных людей королевского двора, нижний прямоугольный корпус был поднят на один этаж. Были построены большие конюшни для размещения 1,200 лошадей, что позволило королю и его двору использовать Шамбор в качестве охотничьего домика, места развлечений посреди леса, богатого дичью. 14 октября 1670 года Мольер и его актерская труппа сыграли здеcь премьеру комедийного балета из пяти частей «Буржуазный язычник», музыку которого написал Жан-Батист Лyлли именно в этом замке.
Король Людовик XV предоставил Шамбор в распоряжение своего свекра Станислава Лещинского. Свергнутый король Польши жил в замке с 1725 по 1733 год, прежде чем переехать в Лотарингию в 1737 году в качестве нового герцога Лотарингии.
В 1745 году Шамбор был предложен Морису Саксонскому, маршалу Франции, в качестве награды короля за победу в Фонтеной.
В течение пяти лет Морис Саксонский жил в Шамборе, и он существенно переделал жилые помещения и гостевые комнаты, покрыв каменные стены штукатуркой, оббив их шелком, отделив в комнатах альковы для кроватей. Соорудив существенно более низкие потолки, он смог существенно экономить на обогреве замка. Однако он был известен своим жестоким и эгоистичным нравом. Перед смертью маршал повелел, чтобы 6 пушек во дворе замка стреляли после похорон каждые 15 минут в течение 16 дней подряд. Вторые его похороны состоялись в
Париже, но, поскольку маршал был протестантом, он не мог быть зaхоронен в Париже, то его тело было отправлено в Страсбург, чтобы быть похороненным в хорах протестантской церкви Святого Фомы. Интересно, кого ещё хоронили 3 раза?!
Замок Шамбор был построен в стиле ренессанса по феодальному плану размером 156 х 117 м: центральная башня («донжон») с четырьмя другими башнями по углам, вся конструкция окружена стеной. Тем не менее, конструкции башен, стен и рвов были чисто декоративными, так как замок не был построен, чтобы служить оборонительной цели. Дизайн центральной части замка был вдохновлен тосканскими виллами эпохи Ренессанса, с четырьмя прямоугольными сводчатыми залами на каждом этаже, образующими крестообразную форму, встречающимися в центре с эффектной ажурной лестницей с двойной спиралью, где люди могут подниматься и опускаться одновременно, не встречаясь. В замке 426 комнат, 282 камина и 77 лестниц.
Крыша замка Шамбор является экстравагантным произведением итальянской каменной кладки. Этот каменный лес состоит из 11 видов башен, трех типов дымоходов и множества фонарей, фронтонов, слуховых окон, колонн, шпилей и вершин, все из которых богато украшены. Говорят, что Франсуа I хотел, чтобы крыша Шамбора выглядела как горизонт города Константинополя. Терраса на крыше была лучшим местом для наблюдения за охотой, военными парадами и вечеринками.
История замка хранит множество тайн, интриг и романтических похождений короля его свиты и гостей, а прекрасные сады способны растрогать душу даже самых черствых людей.
Ира, как здорово-то. Никак не доберусь до этих краёв. А надо бы. С огромным удовольствием посмотрела фотографии и послушала твой певучий рассказ. Спасибо, дорогая.
ReplyDeleteЯ тоже долго собиралась, но вот и добралась. Кайфую от всей души. В буднях так не хватает такого количества красоты, а рутина заедает.
DeleteПро скорость, с которой ездят французы - прям в точку)) Я иногда прям боюсь, как они носятся по узким кривым дорожкам, где стоит знак 80, а они все 100 там выжимают. И потом, обычно перед радаром стоит знак, что здесь радар))
ReplyDeleteРоскошный замок, правда ведь? У меня ассоциации, что он как старинный диснейленд) Там сейчас в летнее время проводят театрализованные представления с участием лошадей, который и сейчас в замке немало. А в парке бегают стада кабанов и косуль.
Меня угораздило притащиться в замок в понедельник, когда представлений нет. Во Франции они, наверное, куда пышнее обставлены, чем у нас, хотя и у нас я с Даниэлем таскалась по этим рыцарским «турнирам». Я их «люблю» так же, как и цирк.
DeleteУ меня, знаешь, не возник эффект Диснейлэнд, наверное потому, что все же это реальное творение искусства, да и вид на сады сверху, с террас, на эти элегантные сады затмевает всю суету толпы и гомон китайцев (надо сказать, они настолько бесцеремонны и громкоголосы, что продираются тебе всамделишный мозги своими воплями, от которых просто не укрыться и не смыться, и просто выжигаются всякие другие мысли, кроме одной: как же их заткнуть?!!!...)
Дело в том, что сам Диснейленд я увидела намного позже Шамбора)) Шамбор - как воплощение сказочного замка. Поэтому и ассоциации с Диснейлендом.
DeleteСлушай, я всю эту фальш, бутафорию и папье-маше с трудом перевариваю. Несказанно рада, что сын вырос из возраста Диснейлэнда, этой дешевой имитации сказки, и мне больше не надо с ним таскаться по этим местам.
DeleteЯ когда поехала с ним во Флориду на 9 ночей, то брала билет кажется в 5 или 6 парков в Orlando. У меня от стояния в бесконечных очередях на аттракционы гудели ноги, а заодно и голова, так как там очередь стоит в виде змеи, шум невообразимый, и от него голова просто взрывается. Отстоишь чёртову тучу времени со специально дорогим билетом «без очереди», а скатишься или прокатишься за минуту, и опять стоять в другой очереди. Так как билет $80, то и стараешься не падать духом и торчать там с открытия и до закрытая. К тому же в 9 вечера во всех Дисней парках парад костюмированных героев, и все костюмы с миллионом лампочек - представляешь, какое необыкновенное и красочное зрелище! Дети этого ждут, смыться ты никак не можешь.
Еду свою ты не можешь взять в парк, так что должен питаться их fast-food-ом, это дополнительный минус.
Я эти парки ненавижу всей душой!
А люди всю жизнь мечтают туда с’ездить и копят деньги, особенно те, кто из бедных семей - для них это мечта всей жизни....
О, а вот почему они не снижают скорости, когда врываются в зону со слежением радарами? Может тех радаров и в помине нет? Или штрафы смешные?
ReplyDeleteЯ начиталась на user groups, что больше всего на свете надо аккуратно следовать ограничению скорости, особенно в той зоне, где выставлен знак. И Waze услужливо предупреждает про вхождение в зону (но, гад, не всегда сознается, что я уже покинула ту зону давным-давно...)
Мол, штраф придёт на компанию, где ты рентуешь машину, а пока он до тебя доползет, он обрастёт процентами за позднюю уплату... так что себе дешевле быть аккуратной.
Однако у меня машина на ручном переключении скоростей, я не могу выставить cruse control автоматически, огромный экран, показывающий мою скорость в данный момент, закрыт у меня телефоном, который только тут и держится, а в остальных местах на пульте он просто падает вниз, чтобы показывать мне, куда ехать, так что я кошусь на спидометр, и время от времени еду или чуть быстрее, или чуть медленнее. Не удобно...
В свете последних событий (это я про желтые жилеты) многие радары были испорчены, о чем, видимо, знают местные. Штраф за небольшое превышение 45 евро, если заплатишь быстро. И уже90, если не ошибаюсь, если пропустишь этот срок. За большое превышение штрафа не знаю)) Но ты ведь и не гоняешь наверняка, у вас скорости передвижения,как мне показалось. ниже, чем в Европе.
DeleteА разве европейские штрафы присылают в Америку?
Та-а-ак... а что значит «небольшое превышение скорости, подлежащее штрафу»?
DeleteУ нас если превышение на 8 миль и менее на скоростной трассе, никогда не штрафуют. В пределах города могут и штрафануть.
Но у нас такое движение на всех дорогах, что особо не разгонишься, разве что глубокой ночью. Тут трафик только вблизи крупных городов, а как чуть от’ехал, так ощущения мертвой дороги. Даже если и рулишь в 8-9-10 часов утра. Я так себе еду и рассуждаю, это наверное из-за жутких цен на бензин никто и не покупает больше машин...
Насчёт штрафов,пересылаемых в Америку: машина-то приписана к Парижу, а заплачено за неё кредиткой. Пришёл штраф на машину, rent-a-car company его автоматически переводит на кредит карту - вот и всех делов-то.
А, понятно.
DeleteНегласно за превышение скорости в 5 км/ч не штрафуют (радар не щелкает), но если сами жандармы своим переносным радаром щелкнули, то тут как повезет. Небольшое превышение - это, если не ошибаюсь, до 10км/ч, штраф и снятие одного пункта. Как говорил один знакомый: "Я превышаю, но только на один пункт")) Видимо многие следуют этой нехитрой логике.
Ира, тут основное движение по селским дорогам в 6-7 утра, потом. особенно в обед, все мертво. И к часам 16-17 - все обратно домой с работы поехали. Машин здесь много, без них никак, на каждого работающего в семье - обычно есть машина. Без машины в провинции - никак. Даже на работу не возьмут, если далеко живешь.
Жандарма ещё ни одного не встретила нигде. Тут же решила, что во Франции полный порядок! Ну или им всем дали отпуска после того, как они переработались с желтыми жилетами...
DeleteУ нас раньше были установлены камеры, фиксирующие проезд на красный свет, и если ты прошмыгнул на желтый, а камера тебя успела щелкнуть дважды на красном уже свете, ты получал домой распечатку своей машины с явно видным номером и временем с секундами, и заодно в кадре был светофор с красным светом. За это полагалось тут же платить $50, это штраф от полиции, и с ней не спорят.
Потом какие-то адвокаты затеяли class case и выиграли его! Мол по каким-то законам такой вид контроля противоречит свободе американских граждан. И больше штрафов с фотками не присылают. Но народ по-прежнему ездит аккуратно, ведь камеры-то не поснимали, хотя они ничего и не щёлкают...
А я по этому поводу хохочу: Wall Street Journal почитывать надо! И потом ездить себе на красный свет, сколько влезет ( или пока не собьют!)
Шамбор ассоциируется именно с крышей. Слышала, что по ней устраивают отдельные экскурсии.
ReplyDeleteГалочка, да тут такие места, что можно устраивать экскурсии на любой точке!
DeleteЯ уж сколько прочла, прежде чем сюда ехать, да набрала аудио гидов при посещении каждого дворца, да прислушивалась к чужим экскурсиям, и постоянно слышищь такие интересные истории, аж дух захватывает!
тут ведь историям, любовным похождениям королевского двора, интригам, заговорам несть числа. И это на фоне почти непрекращающихся политических встрясок и войн. Каждый гобелен или историческое полотно - это очередной миф или реальная история...