Monday, November 11, 2019

Пенсильванский вояж. День второй. Часть вторая

Начавши день с йоги, насладившись уютным небольшим музеем Родена, я прошла буквально 5 минут, чтобы войти в здание, которое снаружи нe имело для меня никакой привлекательности, просто огромный параллелепипед лежащий на боку. Это было Barnes Foundation. Но не суди сосуд по его виду, а по тому, что у него внутри!

А в здании находится богатейшая в мире коллекция работ импрессионизма, пост-импрессионизма и раннего модернизма. Создал эту коллекцию Albert Barnes, выходец из семьи работающих родителей, получивший образование врача, но он никогда не имел врачебной практики, а сделал свой капитал в фармацевтической промышленности, в основном на разработке и производстве компонента антисептического серебра, который весьма эффективно излечивал гонорею, а также воспаление глаз, уха, горла и носа.
Barnes счастливо успел продать свой бизнес в 1929г как раз перед самым началом Great Depression.
Начал он коллекционировать лишь в возрасте 40 лет, посещая выставки, мастерские художников, галереи и общаясь со специалистами. Практически все работы его коллекции он выбрал лично сам, более того, размещение их в залах на стенах также было сделано им самим.
Он менял картинам рамы, чтобы выбрать такую, которая по его мнению покажет работу художника в самом лучшем свете. Размещение на стене почти всегда таково, что на самом верху помещено какое-нибудь изделие из металла, ниже - небольшая картина, ещё ниже - значительно большая картина, а под ней - какой-нибудь экспонат из мебели. Если наверху представлен ключ, то внизу будет сундук или комод, открываемый ключом. Если нижнее полотно изображало обнаженную женщину, то под картиной - стул с сидением, повторяющим очертания ее зада.
В больших залах картины развешаны в 3-4 ряда, практически от пола и до потолка,- такова была традиция галерей в Венеции, которая позже разошлась и по Европе.
Если вы видели несколько картин Ренуара в одном музее, замечательно! Тут их более - 100! И столько же Сезанна! Тут представлены работы практически всех художников импрессионистов и пост импрессионистов.
Barnes, общаясь с философом John Dewey, проникся идеей того, что искусство может совершенствовать душу человека.







На своих фабриках он устраивал выставки и проводил двух-часовые ежедневные классы по искусству для всех своих работников, оплачивая им это время, как их работу.
По сей день на его деньги даётся стипендия 11,000 студентам, изучающим искусство.
Но все эти рассказы никак не передают моего настроения, в котором я пребывала в этом прекрасном музее. Собственно говоря, я ещё никогда не испытывала такого восторга от посещения музея! Я купила отдельный тур по музею, просмотрела фильм о жизни Barnes, прошлась по всем залам дважды, выжидая момент, чтобы заснять фрагмент стены без того, чтобы кто-то из посетителей попал в кадр, а народу там было - просто толпища!Потом вернулась ещё раз, чтобы спокойно рассмотреть картины, заметить композиционное положение экспонатов, оценить положение картины среди других.
Глаз у меня «насмотренный», я часто бываю в музеях, узнаю почерк художника сразу, даже если и вижу картину впервые, но тем не менее часто ранние работы импрессионистов сильно отличаются от той манеры письма, которой художник следовал в зрелые годы.
Честно скажу, Пикассо в его кубистском периоде творчества мне не нравится, а Сальвадор Дали тем более, но их работы тем не менее я знаю, и все время пытаюсь как-то приблизить для себя и постараться понять. А кстати, у Barnes их немного - может наши вкусы совпали?! :-)))
Но как Barnes разместил картины старинных мастеров вперемежку с импрессионисткими, и как же они заиграли рядом! Так ни один музей не осмеливается показывать свой фонд!
И пожалуй, это - самый интересный, самый замечательный музей, в котором мне довелось побывать в моей жизни!
Я даже и не знаю, как же мне поделиться с вами тем морем фотографий, которые я там сделала! Их сотни!
Если когда-нибудь доберётесь до Филадельфии, обязательно и непременно сходите в этот музей!

8 comments:

  1. Стул под задом рубенсовской тёти меня сильно позабавил. Если же серьезно, то мне не нравится ни Рубенс, ни Пикассо любого периода, но очень нравится Сальватор. А что касается импрессионистов всех мастей и времен - это особая любовь. Даже больше, чем любимый Дали.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Это Ренуар, не Рубенс.
      А импрессионистов народ любит повально!
      В этом музее были жуткие толпы, и стояла очередь, чтобы зайти:впускали строго по количеству вышедших

      Delete
  2. Ира,
    единственный импрессионист, произведения которого действительно нравятся - Пьер Ренуар. Глядя на его картины вижу Францию описанную Золя, Мопассаном, Гюго. Лучшие иллюстрации того времени.)

    ReplyDelete
    Replies
    1. И это естественно, ведь Ренуар очень точно соблюдает классическую композицию заполнения полотна фигурами, не нарушает пропорций человеческого тела и лица. Да и обилие всех этих обнаженных купальщиц это тоже дань классицизму.
      В этом музее я впервые увидела и его мужские портреты, и пейзажи, чем-то они сразу же тебе подсказывают: «А нас тоже Ренуар написал!»

      Delete
  3. Сколько голых тёть на каждой стене))
    Оформление залов понравилось. Вроде бы и музей, но как-то сразу уютно и камерно получилось.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Очень уютное место! Если бы не толпища народу, которые там были, а одну стену я так и не смогла «словить» без голов зрителей, хотя и ждала терпеливо, да и возвращалась к ней не раз, можно было бы запросто подумать, что ты у кого-то дома в гостях.
      А что до голых теть, так они же все прекрасны! Совсем не то, что ты видишь на нудистком пляже :-))))

      Delete