Наверное многие помнят со школьных уроков по истории картину «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа, Eugene Delacroix, французского художника, 1798 - 1863.
В музее Metropolitan сейчас грандиозная выставка его работ, которые практически никогда не покидали территорию Франции, а нынче усилиями организаторов и доноров, оплативших страховку, нью йоркцы и гости города могут наслаждаться, рассматривая работы столь выдающегося мастера, проявившего себя по всех жанрах изобразительного искусства, на тот момент известных в Европе.
Это огромное событие в культурном мире, и народу на выставке очень много - просто не протолкнуться, тем более, что у самого музей Metropoliten владеет всего-навсего одной поздней работой художника, "Корзина с цветами". Но «Свободу» Лувр не отпустил, ни за какие коврижки - ее хозяином является сама Франция, и своими символами она дорожит.
А мы с вами - на выставку!
Делакруа - самый яркий представитель романтизма в живописи во Франции, а романтики в отличии от классиков превыше всего в своей работе ставили отображение сильнейших эмоций, переживаемых человеком в результате сложившихся обстоятельств, от него независимых, т.е. драма в ее апогее, выплеск эмоций, которые не принято даже обсуждать в обществе. Во французском искусстве и в Академии изящных искусств давно прописаны критерии, по которым новое произведение принимается и одобряется, - это прекрасные формы человеческого тела, ландшафт, строгое композиционное построение, правильно выбранная палитра цветов, канонический портрет и прочее. Но эпоха Наполеона закончилась, и французское общество уже не то, что было до него, общество раздирают противоречия, интеллигенция разочарована, и такие таланты, как Делакруа чувствуют эти перемены.
Он родился четвёртым ребёнком в семье у французского дипломата, но бытует легенда, что отцом-то его был министр иностранных дел Франции, Talleyrand, большой любитель красавиц и пользующийся у них успехом и даже считающий, что дипломатия должна интенсивно использовать женщин на благо страны, и тем более француженок! Друг семьи, который так и просится на роль отца, ведь он часто бывал в их доме, на него Эжен похож сильно и лицом, и характером, да и официальный отец его через 7 мес после его рождения перенёс операцию по удалению опухоли на яичках, т.е. скорее всего он просто не был способен зачать этого ребёнка. Но кто беспокоился сильно о законном отце в метриках в те времена во Франции? У аристократов было принято иметь любовников и вести свободный образ жизни. Но тема для сплетен отличная!
Когда Эжену было 6 лет, его отец умер. Старший брат сделал прекрасную военную карьеру при Наполеоне, дослужился до генерала, но с развенчиванием Наполеона и он разорился, средний брат погиб в сражении, сестра была небогата, а мать умерла, когда ему было 16. Но часто так бывает, что когда человек переживает в юные годы потерю родителя, он достигает исключительных успехов в своей взрослой жизни.
Семья дядюшки, художника Riesener-a опекала его, он дружил со своими кузенами всю свою жизнь, писал их портреты (Это портрет кузена).
Riesener рано заметил талант у племянника, и юношу определили в мастерскую знаменитого художника Guérin. И он учился, как одержимый, им двигала идея, что слава -это не просто слово, он должен вернуть своей семье признание и былое величие. О Делакруа говорили, что это вулкан, усыпанный цветами, подчеркивая страстность его натуры и сильную волю, держащую собственную страсть под контролем вежливости и аристократических манер. Только близкие друзья были свидетелями вспышек его раздражительности или бурной реакции на волнующие его события.
Вместо долгой учебы как рисовальщика, он довольно быстро стал продавать свои работы и выставляться. Он проводил все свободное время в Лувре, копируя работы своих любимых художников, пробуя себя во многих жанрах. По совету друга Эжен посетил Англию летом 1825 года, изучая стиль английского писания портрета, изображавшего человека обычно на лоне природы, а не в богатом интерьере, как требовали стандарты живописи Парижа.
Портрет графа Louis Schwiter сделаный Эженом был первой попыткой познакомить французов с другим стилем портрета. Он был раскритикован парижским Салоном, но заинтересовал художников.
Делакруа был воистину человеком ренессанского уровня знаний, начитаный, живо интересующийся науками, историей, литературой. Его любимым поэтом был Байрон, который погиб в Греции, отправившись воевать на стороне Греции против Турции, союзником которой была Англия. Франция выбрала в той войне нейтралитет, а французская интеллигенция была возмущена этим до глубины души. Делакруа пишет картину «Греция на руинах Мисолунги», изображая женщину как богоматерь вопрошающую зрителя «Почему вы не поможете моей стране?!»
По трагедии Байрона он написал картину "Смерть Сарданапалуса", она о последнем царе Ассирии правившем до 876г до нашесй эры. Он настолько жестоко обращался со своим народом, что народ восстал. Когда стало очевидным, что его дворец будет захвачен, и он будет убит, он решил, что не доставит бунтовщикам удовольствия расправиться над ним. Он приказал убить всех своих наложниц, лошадей, слугам убить дриг друга и наконец он поджег дворец и убил себя. На картине мы видим страшный хаос, мы как бы слышим крики ужаса, сметения, все бурлит, страсти бушуют. Именно так он представлял себе то, что могло происходить в тот момент.
Такая живопись была неприемлема для Парижа: как это так, месье Делакруа? Где перспектива? Нет никакой композиции! Огромная кровать не может занимать центр картины! Но он закончил огромное полотно и заявил, что его интересуют эмоции, а не перспектива. 20 лет спустя он даже получил заказ на копию этого огромного полотна, ибо оно будоражило, притягивало, и зрители уже не прислушивались больше к критике канонистов классицизма.
Другой сюжет поэмы Байрона тоже привлек Делакруа, и это о том, как спасшиеся с затонувшего корабля изголодавшие люди тянут жребий, кого же из них они с'едят, пока будут скитаться по морю. Тут тоже - драма человека в обстоятельствах, ему не подвластных.
Делакруа написал массу картин на исторические темы, с баталиями, с множеством участников, лошадьми - он мастер деталей, и в то же время он так приковывал внимания зрителя к главным героям, что люди не обращали внимания на написанные наброском другие фигуры, небо, пейзаж - они были для него и для зрителя лишь декорациями.
Делакруа был первым художником, ставшим писать сцены с животными, где они - главные герои. Сначала и это было принято в штыки: животные - существа более низкого ранга, и они не достойны занимать глявную роль на полотне! А он писал тигрицу, играющую с детенышем, сцены охоты львов, показывая параллели с людьми. Он проводил в зоопарке много часов, делая наброски и наблюдая за животными. Наконец стали говорить о нем, мол он же сам похож на тигра, только посмотрите какой у него взгляд!
Салон принимал его картины для выставок весьма охотно, возле них всегда собирались толпы, люди спорили, восхищались, возмущались, но никогда его картины не были равнодушно обойдены вниманием.
Делакруа работал как одержимый, он писал многих натурщиц - писание обнаженной натуры рассматривалось как этапы совершенствования мастерства рисовальщика. Если писал натурщицу, а потом имел с ней секс, он помечал страницу, где об этом была запись, «Х». Таких Х-ов у него было великое множество. Он спал с жёнами и любовницами друзей, имел длительные романы с фрейлинами при дворе, с Жорж Санд, при этом постоянно восхищаясь и личностью и творчеством Шопена, с которым она имела многолетнюю связь. Делакруа век этот дневник всю жизнь, начав его в 20-ти летнем возрасте. После смерти его он был издан тремя томами и пользовался огромной популярностью ибо давал очень детальное описание его эпохи и жизни общества, его взгляд на живоспись, наброски, зарисовки. Сам Делакруа никогда не женился. Говорят, что он тихо любил свою экономку, которая была у него много лет до самой его кончины, но никаких разговором о женитьбе он не вёл.
В 1836г Франция захватила Марокко, и он отправился туда через Испанию и Алжир с французской дипломатической миссией. Делакруа был ошеломлён обилием красок, дикостью обычаев, необычайной архитектурой и восточной философией. Он много путешествовал сам, завёл дружбу с местной знатью. Закупил там огромное количество одежды, предметов быта, ковров и прибывши в Париж стал писать массу работ на восточные сюжеты, используя все привезенное как образец точной декорации к сюжету.
Вот еще одна работа, "Битва Гяyра с Хасаном", она тоже навеяна поэмой Байрона. Гяyрами называли тех, кто был рожден и воспитан в другой религии, но захвачен в плен и обращен в ислам. Гяyр полюбил одну из наложниц Хасана, и она ответила ему взаимностью. Когда Хасан узнал об этом, женщину по его приказу просто утопили. Когда об этом узнал гяyр, он понесся убивать Хасана.
Вот момент той страшной схватки. Кто победит? Никто. Оба погибнут в той битве. Между этими двумя работами - 9 лет и поездка на восток. Одна работа написана в традиционной для европейца манере рисования боя, вторая же - после того, как Делакруа прочувствовал характер мароканцев и алжирцев, сам скакал на великолепных арабских скакунах. Эти две работы впервые висят рядом на одной стене, однa прибыла на выставку из Филадельфии, другая из Парижа.
Эжена Делакруа считают творцом современного искусства. Ренуар взял у него смелую палитру цветов, Пикассо утверждал, что его перенасыщенные композиции - от Делакруа и с его многолюдных полотен, а Поль Сезан говорил, что все импрессионисты пишут языком Делакруа.
На выставке в Metropolitan 136 полотен. Выставка совершенно великолепная! Я там провела несколько часов, и на следующий день привела туда Даниэля, ведь такое событие - большая редкость!
Вот это вот да!
ReplyDeleteА "Смерть Сарданапалла" в Лувре увидела лет 15 тому назад, такая экспрессия - по сей день помню.
Завидую страшной завистью!
Все, планирую культурную программу масштабно. У нас ведь еще Дали в Бамберге, до 6 числа набежать бы. Ну вообще!
Ира,
спасибо за встряхивание.
Я сама была в полном восторге.
DeleteНо надо сказать, в последнем году было две совершенно необыкновенные выставки, одна из Ватикана, и Делакруа.
Его в Америке знают плохо, ведь практически все его работы во Франции.
+++Гуярами называли тех, кто был рожден и воспитан в другой религии, но захвачен в плен и обращен в ислам. Гуяр полюбил+++
ReplyDeleteГяурами. Русскому языку это слово тоже известно из эпохи Пушкина/Лермонтова, для которых Байрон был примером для подражания.
Я, впрочем, внимательно прочла ваш пост. Спасибо!
Да, пожалуй, это произношение ближе к оригиналу.
DeleteСпасибо!