А герой сей суеты, Борис, доработался до пенсионного возраста (у нас можно запрашивать социальное пособие по старости с 62.5 лет и оформлять медицинскую страховку пенсионеров, Medicare). Продал свою выплаченную квартиру в Hoboken, машину, оформил пенсионные дела, перебрался жить на последнюю пару дней до своего вылета к своим друзьям, и в понедельник отбывает в Европу осуществлять свою многолетнюю мечту. Семьи тут у него нет, давно разведён, дети выросли, с girlfriend-шей разбежались, а в Париже у него друзья договорились уже с адвокатами, которые давно получили его документы и начали процесс оформления проживания во Франции на один год. Получивши визу на год, он может перемещаться по странам European Union беспрепятственно, и он тут же поедет в свою любимую Италию, по которой он и собирается перемещаться, продолжая ходатайствовать о продлении визы, а если повезёт, то и гражданства. Вот так взял, да и сорвался. Люди его спрашивают, мол, а есть ли у тебя Plan B (типа, если этот план провалится, что ты будешь делать дальше?) А он им отвечает, что нету у него никаких отступных планов… Он человек искусства, всю жизнь работал над разными проектами, был вечным freelancer, чтобы прокормиться, а теперь хочет просто наслаждаться искусством для своего удовольствия. Сказал, когда утрясет все с формальностями, будет ездить на всей Италии и устраивать нам всем по zoom-y программы с рассказами о городочках, в которых побывал, об их истории и разных периодах в искусстве, показывая примеры прямо, что называется, из жизни. Народ воспринял все на «ура». Дело в том, что в первые 14 месяцев пандемии Борис вёл по WhatsApp такую программу, выбирая в темы рассказы о художниках Возрождения, об истории Рима, Флоренции и Венеции, о французской живописи и скульптуре, а позже привлекал к этим передачам друзей по цеху из России, Грузии, Израиля и Германии. Я обожаю такие вот «тематические посиделки», а в виртуальном исполнении на них подсоединялось до сотни человек (и мне тоже повезло прослушать несколько этих лекций). Вечеринка плавно переросла в Борин персональный концерт, где он исполнял свои песни, аккомпанируя на гитаре или на синтезаторе. Я очень хотела заснять побольше его песен, но в тесной компании это вроде как и не очень прилично, так что наглеть не стала.
Народ, собираясь в кучки, вопрошал: мол, вот куда человек сорвался на старости лет?! На что он там будет жить?! Не страшно ехать в страну без знания языка?! А вот ты бы так могла/мог сделать?!
Кто-то восклицал, мол какой мужественный человек - взял и рванул навстречу к мечте, другие наоборот говорили, что Борис безответственный и бестолковый - кто ж с бухты барахты сжигает все мосты и прыгает в никуда, когде тебе уже стукнуло 60, к тому же имея в активе только русский да английский.
Разбередил Борис многим душу…
С одной стороны у среднего класса и у богатых принято с выходом на пенсию, переезжать в тёплые края, Флориду да Калифорнию, при этом оставляя себе жильё в прежних местах, чтобы на время знойного и душного сезона года возвращаться туда, а на холода - перекочевывать в тёплый края. Таких в Америке очень много, и их называют перелетными птицами. Но эти люди перемещаются в пределах США, им не нужно учить другой язык, они остаются в той же системе здравоохранения, везде тот же английский язык, та же банковская система, даже телефон у того же провайдера остается - все знакомое вокруг них, и никакого стресса.Тут же человек «прыгает в никуда», и не боится этого сделать на старости лет.
Я не знаю Бориса настолько, чтобы порицать или восторгаться им.
Но идея сама по себе - поехать за мечтой - штука страшно притягательная…
Не знаю, не знаю... Много моих однокашников по мед. институту
ReplyDeleteслиняли кто куда. Для меня этот вопрос никогда не стоял. Возможно, я и думал бы иначе, если бы не объездил со своими театрами полмира, не посмотрел бы что и как.
Оно, конечно, нормально, когда человек по молодости там срывается к черту на кулички, ну или даже во взрослом возрасте бежит от убогой жизни в сытые края да дальние страны, «ради детей».
DeleteНо это все же случай неординарный, я думаю.
Ну по крайней мере я не встречала вживую людей, которые хотели бы начать с полного нуля в стране, языка которой не знают, и нет у них там никаких зацепок, а тебе самому давно уж полтинник стукнул…
Борис крут. Реально крут. Круче крутого. Спасибо. Странно, но на меня вот тоже недавно "накатило" внезапно... Тоска по дороге. Сорваться в никуда, налегке, далеко-далеко. Не огладываться, не просчитывать, положиться на судьбу. Нигде не задерживаться дольше необходимого, менять города, страны, континенты. Ничего не жалко. И вместе с тем, - отвращение к окружающей якобы комфортной оседлой затхлости. И так, скажу, серьёзно тряхнуло. Внезапно и очень ощутимо. И каких-то особых причин для этого не вижу. Что это было, с чего бы - не могу понять. И ведь тоже не вьюнош-романтик, а вот такое...
ReplyDeleteНу ладно, накатило и... отпустило. Пока отпустило... :)
Как-то мне попалась статья об одной женщине-ученой из Скандинавии. Она в 50+ оставила кафедру, научную работу, продала дом, деньги перевела на благотворительность - то бишь абсолютно никакой заначки на чёрный день и поехала в по европейским странам. Ее идея была в том, что образованный человек всегда может прокормиться и достоцно прожить целую жизнь. Она «шла в люди», зарабатывая на ночлег, необходимую одежду и пропитание, бралась за любую работу, но нигде не «пускала корни». Прожила к моменту той статьи уже более 10 лет. Ее отправной идеей было то, что надевши на себя ямку общественных стандартов, мы выбираем партнера по жизни, заводим детей, набираем ссуд на жилье, авто, лезем-царапаемся, чтобы быть принятыми определенным кругом людей в обществе, детей втягиваем в ту же гонку. Все это вгоняет нас в страшный стресс, который и убивает нас. Освободился от навязанных стандартов, а жизнь-то продолжается… Я, помнится, долго размышляла над этим. Насчёт стресса - да, безусловно, она с ним сразилось и победила. А вот как учёный и исследователь? Значит это тоже наносное? Ведь перейти практически на растительное существование, это же убить свой интеллект, без общения с другими индивидами, которые дают среду для творчества и исследований, учёный не может творить в вакууме. Мы ведь стадные животные, и нам нужно адекватное общение, а не просто быть окружённым двуногими… И не только хлебом насущным жив человек
DeleteНу, если он фрилансер с опытом, то может хоть из Антарктиды продолжать что-то делать, если приспичит заработать денег. Наверно это и есть неосознанный план В, или солома, которую можно подстелить.
ReplyDeleteПожалуй.
DeleteДа и русско-язычных сейчас по всем странам мира полным-полно, на худой конец можно и таких же домашних концертах жить. Нас вот тут собралось под 50 человек.
Но все равно, знаешь, а на языке крутится: заболеет, и никто водички не подаст…
Хотя тут же всплывут десятки примеров о знакомых и полу-знакомых, кому было тяжко и одиноко на старости лет в своей родной стороне и даже при наличии детей-внуков, в которых он/она вложили и жизнь, и время, и деньги.
Сложно все это, скажу я тебе.
Смелое решение, со стороны даже кажется немного безрассудным. Но может быть человек почувствовал, что его собственная жизнь проходит мимо него, так часто бывает, просто редко кто решается действовать в этот момент, тем более так радикально.
ReplyDeleteНе могла сначала понять, почему та женщина-исследователь из Скандинавии не оставила себе хотя бы дом, чтобы было куда вернуться в крайнем случае, а продала и его. Может быть высокие налоги? Но остаться совсем без тыла все-таки слишком радикально и даже страшновато, мне кажется. Особенно в зрелом возрасте, да и в любом возрасте не всегда человек полон сил и энергии.
Вот именно поэтому я и вспомнила про эту женщину из Скандинавии, что и она, и Борис, оба сожгли все мосты и ушли в никуда, то есть без какого-либо отступного плана на чёрный день. Просто статья о ней была уже после того, как она прожила в «нигде» 10 лет и подтвердила свою гипотезу, что можно прожить и прокормиться без стресса, не связывая себя стандартами, навязанными обществом.
DeleteМне ещё и мой сын рассказывал, что он познакомился в Вермонте в одном клубе с несколькими интересными людьми, где останавливаются разные путешественники, которые проходят пешком, например через всю Северную Америку, кто с юга на север, а кто с запада на восток. Оказывается, в горах (а они именно так и передвигаются) всегда есть lodges , хижины, где люди оставляют следующим путешественникам еду, одежду, кое-какие медикаменты, если кто повредил конечности или там простыл. Люди разных возрастов. Они может и не полностью порвали с прежней жизнью, но по крайней мере «выпали из неё на пару лет». По их рассказам получается, что они вышли на другой уровень жизни и нисколько не жалеют об этом, зато наоборот не хотят возвращаться в rat race (так у нас называют погоню за материальными благами)
Таких людей совсем не мало