Wednesday, August 25, 2021

Семья Медичи. Портреты и политика

 8-го августа я была в Metropolitan Museum of Art. Там совершенно великолепная выставка «The Medici Portraits & Politics, 1512-1570», экспонаты тщательно отобраны и привезены из многих музеев мира, и увидеть их всех в одном месте это величайшая редкость! Первое впечатление - это же надо, портреты стольких известных людей этого периода, о ком-то я читала, о другом знаю понаслышке, а тут - о каждом небольшой рассказ, а также и генеалогическое древо семьи Медичи. Разрозненные сведения укладываются в одну картину. Для желающих поглубже узнать об этом периоде Флоренции помещено несколько аудио podcasts на сайте музея, великолепно изданные альбомы и каталог выставки - толстенная прекрасная книга, и наконец сами произведения. Одним словом - все тщательно подготовлено и продумано. Смотреть на работы периода Ренессанса это эстетическое наслаждение. Знание же эпохи, исторического момента и политической борьбы за власть позволяет тебе взглянуть на людей, изображённых на портретах, как бы уже под другим углом зрения. Если ты знаком с деталями построения композиции и выбором позы, а также и красок в то время, то тебе открывается ещё один пласт угадывания авторского замысла, а разгадывание шарад - это умственная гимнастика и своего рода наслаждение. 
Итак, чем же так знаменита семья Медичи, что и в 21 веке ею интересуются так много людей? В 15 веке семья Медичи доминировала во Флоренции через свои богатства и влияние на жизнь города. В 1494г в результате перехода власти к республике их оттеснили с политической арены, но они не могли с этим смириться, и в 1512 г им предоставился шанс вернуть своё влияние. В течение 20 лет они готовили свержение республики, опираясь на поддержку Папы Римского Charles V, а в результате победы переписали конституцию и установили наследственную передачу власти, а главой города мог теперь стать только Медичи. Причём использовали для этого изобразительное искусство и поэзию. 
А мы теперь называем этот период Возрождение. Люди же, жившие в то время во Флоренции, отнюдь не были все в восторге от таких перемен. Многие сторонники республики вынуждены были бежать. Среди них был знаменитый Микеланджело.
В те времена внешний вид человека демонстрировал его политический статус, его общественное положение и богатство, поэтому человек изображён в самой своей лучшей физической форме и с аксессуарами, указывающими на его общественное положение. Внутренний и духовный мир на тот момент мало кого интересовал.
На портретах, а в те времена их заказать мог только очень богатый человек, мы видим представителей семьи Медичи, демонстрирующие полноту власти, их богатство, их знание поэзии Данте и Петрарки. Власть держащие были людьми высокообразованными, писали стихи, знали философию. Поза, взгляд, фон, одежды - все было взято для того, чтобы те, кто смотрели на эти портреты, видели и понимали могущество, влияние, культурный уровень и гордость за свою Флоренцию того, кто на них изображён. 
Cosimo I de’ Medici, 17-летний подросток, был выбран на пост флорентийского герцога. Его опекуны рассчитывали воспользоваться юностью нового властителя, манипулируя им, но он продемонстрировал небывалый ум и политическое вИдение. Он выбрал искусство для демонстрации власти. Он создал и поддерживал институт поэзии и языка, привлёк знаменитых живописцев, организовал школы для скульпторов и художников. (Bronzino, портрет Данте в профиль)
В результате современный итальянский язык практически полностью является Флорентийском диалектом, а его идеи, поставленные перед людьми искусства своего времени, предопределили направление европейского искусства на несколько веков вперёд. 
Я сделаю отступление в современность, поделившись одним психологическим исследованием: когда женщина читает на современных сайтах знакомств profile мужчины, то наличие/отсутствие ошибок, стиль, умение кратко описать себя даёт ей представление об интеллектуальном уровне мужчины, и исподволь сообщает ей, насколько этот потенциальный партнёр интеллектуально развит, способен ли он сделать карьеру и обеспечить ее детей в случае, если они создадут семью.
Портреты Cosimo, как и современные social media, демонстрировали его абсолютную власть и степень влияния на Флоренцию. В 16-м поза изображённого практически всегда - поза властелина в его самые блистательные моменты жизни. Все внимание на аксессуарах одежды и украшений - ведь тогда внешний вид - это было все. Но на портретах того времени мы не находим и лучика проникновения в душу того, кто на нем изображён.
На этом портрете - элегантный молодой человек, имя его утеряно, но он безусловно принадлежал к кругу власть держащих. Его правая рука лежит на книге, держа открытой определенную страницу. Этот жест подчеркивает обыденность того, как он держит книгу. В его время в каждой семье его круга были книги Петрарки и Данте, их знали наизусть. Тот, кто изображён в такой позе, хотел, чтобы все знали, что он не только богат, но и то, что он в совершенстве владеет языком, он и сам сочиняет стихи и сонеты, что и подчеркивает его принадлежность к власть держащим, ибо те поддерживают искусства и поэзию. 
 В период после захвата власти семейством Медичи, когда ещё не было известно, сможет ли эта семья удержать власть на долгое время, неопределенность в завтрашнем дне висела в воздухе. На флорентийских портретах того времени фон -это всегда закрытое пространство внутри помещения, нет пасторального вида, нет даже архитектурного сооружения, видимого из окна. Так примерно ощущали себя члены семьи Медичи во Флоренции в то время, и поэтому на портрете фокус - только на изображённого. 
В отличие от портретов, создаваемых в наше время, которые практически никогда не имеют скрытого смысла и зачастую задерживают взгляд зрителя лишь на пару секунд, портреты флорентийцев, представленные на этой выставке - это и эстетическое удовольствие, и шарады с головоломками, и проникновение в закрытый от посторонних круг людей, и определение статуса изображённого по деталям портрета. И это чертовски интересно! Выставка эта занимает как раз те же самые залы, где и была выставка Alice Neel, но, черт возьми, какие все же различные впечатления после посещения той и этой выставки!
 Laura Buttifferi была celebrity своего времени и исключением из правил, она была выдающимся поэтом, знатоком литературы и искусств, с нею обменивались письмами правители других городов и стран. Ее исключительный статус отражен в портрете, и он не похож ни на один из женских портретов, представленных на выставке. Brоnzino изобразил ее в элегантном, но скромном одеянии, по стилю он даже близок к мужскому костюму. Весьма скромны и ювелирные украшения. Ее поза - блестящий анахронизм, пришедший из XIVвека, тогда все портреты писали только в профиль, к 16 веку мода стала изображать позируемого в развороте на 3/4. Изображая Лауру в профиль, Бронзино приближал ее по ее талантам к Данте, книгу которого она и держит в руках, а он жил и творил в 14-м столетии.
Если позиция женщины в обществе в 16-м веке - это фон мужчины, за которым она замужем, то хоть Лаура и была замужем за известным блестящим скульптором, родила 4-х детей, была из очень богатой и респектабельной семьи, она имела совершенно уникальный статус во Флоренции, и быть принятым ею многие власть имущие прочитали за честь, а ее поэзию обсуждали и почитали в Габсбургской империи и при Мадридском дворе. Интересно и то, что Лаура Батифферри была забыта, и собственно подготовка именно к этой выставке подтолкнула историков и литераторов к изучению ее творчества.
Пост получается слишком длинным. Я никак не могла его вообще написать - столько всего всколыхнулось в памяти, хотелось читать и читать о Ренессансе, о тех людях, чьи портреты были на выставке, об их судьбах, хотелось хоть немного постигнуть символику портретистов того времени. Все это никак не втиснуть в один пост. Все же я исхожу из соображения, что это мой онлайн дневник, и поэтому пусть этот пост будет напоминанием мне о нескольких часах, проведённых на выставке, и размышлениях, связанных с ней. 
Дело в том, что в кругу моих знакомых один человек организовал Пандемия Университет, и по воскресеньям в 11 утра у нас были zoom встречи. Собственно они и начались с обозрения периода Ренессанса и закончились Сикстинской капеллой, которая тоже была расписана в период Ренессанса, хотя за год встреч разные темы затрагивались. Лекции вели специалисты, а слушатели были их знакомые и друзья. 
Так что выставка эта пришлась как нельзя кстати!…

8 comments:

  1. Шикарно, Ирина! И выставка впечатляющая, спасибо за подробности, за обзор, очень интересно! И идея "пандемийного университета" тоже очень понравилась. Если еще есть фото с выставки, было бы здорово увидеть. Как же я соскучилась по хорошим музеям и выставкам!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Фотографий-то я сделала много, а вот с обзором как-то не очень идёт. Никак не могла собраться и с этим постом.
      А наш виртуальный университет вспоминаю тепло, и мне его очень не хватает

      Delete
  2. Чрезвычайно интересная подборка. А Козимо чем-то очень напоминает Петра I.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Харизматичные люди в чем-то очень похожи :-)
      Да и оба оказались у власти смолоду, что их тоже роднит…

      Delete
  3. Смотрю на портрет Козимо в латах и не покидает чувство, что видела его совсем недавно. Потопала фото рассматривать и нашла подтверждение. Абсолютно такой же портрет, только рама попроще. Видели его в Национальном музее в Познани. Если фотографирую портрет, то обязательно фотографирую и табличку к нему, так вот на ней написано Angelo BRONZINO, 1545 г., Портрет Козимо Медичи, принадлежит фонду Рачиньских в Познани (понятно, надпись на польском). В Википедии портрет значится за Уффици и ни слова о том, что в Польше абсолютно такой же. Эх, жаль фото сюда вставить нельзя, там что называется найди 10 отличий.
    Если интересно сравнить, могу прислать на почту.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Галина, какая замечательная у вас память!
      Известны около 30 версий этого портрета. В мастерской художников Возрождения мастер создавал композицию, делал наброски, и выписывал то, что считал важным, сам. Чаще всего мастер полностью работал над лицом и руками изображаемого, а остальное дописывали подмастерья. Козимо был заинтересован в рекламировании своей власти, и он выбрал для этого искусство (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!) Портеры были разосланы правителям соседних городов и стран.
      Тот портрет, что представлен сейчас на выставке в Нью Йорке, предоставлен The Art Gallery of New South Wales, Sydney. Написана в 1545г; Bronzino.
      Этот портрет Cozimo подарил Paolo Giovio с дарственной надписью своему врачу, писателю, ценившему и коллекционирующему искусство. Он особенно увлекался портретами знаменитых людей.
      Cozimo представлен на портрете в доспехах, подаренных ему королем Богемии и Венгрии Фердинандом. На доспехах выгравирована веточка лавра, отрастающая от ствола, эмблема Медичи, символизирующая восхождение Козимо к власти.

      Delete
    2. И всё-таки версий портрета не белее 6-7. Тех, к которым рука мастера приложилась. Теперь уже выяснила, что тот портрет, что в Уффици наиболее похож на тот, что в Познани. Сравнивала... по драпировкам портьер за портретом. Удивительно, но они на всех РАЗНЫЕ! Спасибо за дополнительную информацию.

      Delete
    3. Не буду спорить. Я взяла свою информацию на сайте Metropolitan Museum. Полагаю, что музей мирового значения проверяет информацию, прежде чем разместить ее на своём сайте.
      Козимо во время своего правления поставил четкие задачи как пере Академией живописи, так и перед Академией языка: прославлять и всячески укреплять династию Медичи, подчеркивая их силу, могущество, богатство и просвещенность. Все портреты на заказ должны были отвечать этой цели. Портреты Козимо Медичи были многочисленны, ибо предназначались для убеждения всех соседей и потенциальных претендентов на власть во Флоренции, что сюда соваться нет смысла: герцог умён, силён и всемогущ. И в сущности он достиг своей силы: республиканцы не вернулись к власти, а имя Медичи сохранилось на века.

      Delete