Tuesday, August 10, 2021

В субботний день…

В субботу знакомая позвонила, спросила, не хочу ли я с ними с’ездить просто так на юго-запад штата Нью Джерси в город Haddonfield. Я что? Да запросто. Туда, конечно 2 часа ехать, но не мне же баранку крутить. Я вот устаю сидеть в одной и той же позе, и для меня вести машину долго - проблема, у меня мышцы деревенеют, я начинаю засыпать от скуки, музыка нисколько не помогает, найти интересную книгу в дорогу тоже нелегко, а на больших скоростях переключаться между audiobooks на телефоне элементарно опасно.
Приходится делать остановки на service areas, разминаться, бегать-прыгать, а это все удлиняет время поездки. Короче: ехать далеко я не люблю. А тут за мной заехали, тебя везут, заодно делимся новостями за пандемию, - их накопилось много, встречались лично полгода назад, а по телефону трепаться подолгу ни я, ни моя знакомая не любим. В общем: Развлечение и общение вместе в одном флаконе.
Доехали, пошли прогуляться по историческому центру города. Все кафе и ресторанчики открыты, можно выбрать столик внутри (там прохладно - работает кондиционер) или на улице. Магазинчики все старинные, - надо же! Многие основаны более сотни лет, у кого-то интересные вывески. Для Америки такие вывески редкость, но я их люблю. Вот в Германии они - просто очаровательны! 
На центральной улице расставлены работы местных скульпторов, и конечно же много цветов повсюду. Вот люблю эти маленькие городки в пригороде крупных центров! У каждого своё очарование, но все ухожены, везде вековые деревья, своя публика.
Никаких музеев мы не посещали, слонялись по городу, заходили в магазинчики, Ариана накупила себе всяких диковинных чаёв. Я чуть было не соблазнилась одной кожаной сумкой, очень интересного дизайна, да вовремя тормознула себя: весь свой стенной шкаф с одеждой и обувью я практически не открывала, ничего мне оттуда не понадобилось за полтора года, и сумки все лежат, абсолютно не нужные. Зачем ещё одну покупать и потом вздыхать, сожалея, что некуда с ней выйти…
Сколько ещё будем из дому работать? Никто не знает. Посидели во французском бистро, пообедали, потом ещё побродили, зашли в кондитерскую, взяли диковинных пирожных и кофе. Интересно, кто как пережил пандемию. Ариана химик по образованию, на начало пандемии работала в китайской компании по производству удобрений с офисом в США, которая практически в начале пандемии и закрылась. Она была там на весьма высокой должности. Но она довольно быстро нашла другую работу и сейчас работает компании, которая занимается выведением насекомых, поедающих вредителей в сельском хозяйстве.
Я и говорю, мол, послушай, в Северной Америке года 4 тому назад об’явился очень вредный жучок, Lilly bug, поедающий листья и цветы лилий, а теперь он накинулся и на мои прекрасные лилии. Его ничего не берет. Ариана и говорит мне, а ты сходи на наш веб-сайт, посмотри, может что тебе подойдёт, купи себе насекомых, тебе их вышлют на дом. Фантастика, да и только. Хотя вспомнила эксперименты, финансированные Биллом Гейтсом, по выведению генетически модифицированных женских особей комаров, которые должны были, спариваясь с мужскими обычными комарами, произвести нежизнеспособное потомство и таким образом человечество бы покончило с малярией и заодно с кучей других инфекционных болезней, распространяемых комарами.
В реальности же комариный молодняк не сдох, а стал размножаться ещё веселее прежнего, да ещё и с непредсказуемой генетикой… Так что я пока решила не заказывать ни жуков и ни пауков :-) 
Мама Арианы умерла в мае, ей было 94 года. Ариана ездила 6 раз за последний год навестить ее. Смогла проститься с мамой, они много говорили.
И между делом та вспомнила, что у отца Арианы, когда он был студентом, физику читал Альберт Эйнштейн. Похоронили маму, Ариана разбирала семейный архив, нашла столько всего интересного. В юности нас мало притягивает жизнь родителей, мы рвёмся в свою жизнь. Но проходят годы, и ты по-другому переосмысливаешь жизненный опыт и поступки своих родителей.
Слушаешь рассказы людей о том, чем и как жили их семьи, - живая история. Вернулась я домой, дай, думаю, почитаю немного об истории этого городка - интересно же. Ведь далеко не каждый населенный пункт вблизи крупного конгломерата вообще выжил более 300 лет, да и к тому же и ныне процветает. 
Назвали город этот по имени вторых владельцев земли, John Haddon и его дочери Elizabeth, которая и прибыла сюда со своей семьей в 1701г и занялась возделыванием земли.
(На фото - Понравилась игра слов: вместо «крем брюле» назвали блинчик с начинкой «креп брюле»: Crepe -по французски «блин») 
Они построили свой дом к приезду отца и превратили соседнее небольшое поселение в центр коммерции и земледелия в этом регионе, ибо оно находилось на пересечении пути Kings Highway из Salem, NJ в Burlington, NJ и судоходной реки Cooper River. Мало ли поселений находились на пересечении торговых путей, да не каждое выжило. Все же личность человека много значит и для судьбы поселений. В случае Haddonfield-a судьба городка зависела от того, кто там жил. В 1777 the New Jersey Assembly собралась именно тут и провозгласила бывшую британскую колонию штатом New Jersey.
В 1853 г через город была проложена железная дорога, и город закрепил своё коммерческое положение в пригороде Филадельфии. А в 1858 г молодой натуралист William Foulky был приглашён на party одной богатой семьи в Haddonfield. Слоняясь по лужайке, на которой оно и происходило, он обратил внимание, что зонт от солнца установлен на кости огромного животного. Порасспросил хозяев, откуда же эта кость, он испросил разрешения на раскопки на их property.
Там он обнаружил удивительно хорошо сохранившийся скелет (в самом лучшем состоянии из всех обнаруженных останков динозавров во всем (!) мире). Этот экспонат назван Hadrosaurus Foulkii в его честь(фото с сайта местного музея). В 1960-х железнодорожная ветка была трансформирована для скоростных поездов Филадельфия-Нью Йорк, и началась бурная застройка окрестностей новыми домами. Историческому центру грозило полное уничтожение, такое же, что и случилось в Нью Йорке, когда прекрасные дворцы, шедевры архитектуры разрушались, чтобы на их месте понастроили безликие коробки небоскребов. И опять сыграло то, какие люди и что решают. В 1971г в Haddonfield был принят закон об охране исторического центра города, всех зданий, сооружений и парковой зоны. Все это удалось сохранить нетронутым для следующих поколений. 
Что ж, порадовалась за город, поблагодарила мысленно тех людей за их труд и борьбу на благо другим. Интересная поездка получилась…

4 comments:

  1. Интересная поездка получилась. Молодцы жители и администрация города, что сумели сохранить его исторический центр! И самим приятно и история бесценная сохраняется. Здорово вот так погулять, в кафе зайти, посмотреть на красивые здания и окрестности!

    ReplyDelete
    Replies
    1. У меня такие поездки проходят под названием «разбить рутину»
      Если бы у меня все дни были бы такие, то со скуки умереть, а вот как контраст к моим будням - так это просто в кайф. А когда ещё и почитала про историю города, стало интересно, рассказала Ане, и та тоже загорелась туда с’ездить и сходить в местные музейчики обязательно, да ещё и детей с собой взять…
      :-)

      Delete
  2. Ира, как интересно. У нас рестораны и бары пустые. Люди из протеста не заходят в них. Сейчас набрали контролёров вакцинальных паспортов из эмигрантов. Они и рады своей власти. И в Билла Гейтса я уже давно не верю. Всему миру известны его "благотворительные" проделки.
    Люблю твои певучие рассказы. Читаю и вспоминаю твой мелодичный голос с особыми, твоими интонациями. Спасибо, дорогая.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Слушай, у вас хоть народ протестует, так никого по тюрьмам не бросают. У нас же из тех людей, которые 6 января пытались выразить своё недовольство подтасованными результатами выборов, уже 550 чел по тюрьмам сидит, а 4 полицейских из охраны парламентского здания как-то враз покончили с собой. У них были нормальные семьи, никаких проблем с психическим здоровьем, а тут раз, и самоубийство. Все это как-то уж не логично…
      Мне что-то жизнь в Америке все больше и больше напоминает совок. Правящая партия, похоже, отлично использует ковид, чтобы прорваться к власти и убрать несогласных с ее действиями.
      У нас стали требовать те же прививочные паспорта и поголовную вакцинацию: в сентябре всю армию начнут прививать.
      В дем штатах ввели недельные тесты для непривитых, а привитых внесли в гос базы данных, так, что даже и паспортов-то не надо. Но это когда ты входишь в здание на работу.
      А что происходит на самом деле с ковидом, никто и не знает толком, ибо все публикации несогласные с политикой партии, вычищены отовсюду… я перестала вообще следить за ковидными цифрами вообще.
      Что тебе сказать?
      С началом учебного года наверное и у нас все рестораны обяжут требовать прививочные паспорта.
      Я не великий ходок по ресторанам, и мне вроде бы как все равно, но людей, чей доход базировался на содержании любого едального заведения, ужасно жалко. Чаще всего это именно семейные бизнесы, которые создавались целыми поколениями и кормили всю многочисленную семью. Итак основная масса их обанкротилась за прошлый год, а нынче тех, кто выжил, просто добьют…
      Я держусь стойкого нейтралитета, ни в какие свары не вступаю, но многие из моих знакомых стали такими яростными политическими противниками, просто невозможно с ними общаться - чуть что, немедленно подымается вопрос «ты за или против этого или того». Да ни за кого я. Просто оставьте меня в покое…
      :-))

      Delete