Thursday, December 19, 2019

Культпросвет

В субботу мы с Аней и детьми были на Щелкунчике Одесского Театра Оперы и Балета.
Если кто не в курсе, так знайте, что Петра Ильича Чайковского в Америке эксплуатируют на все 100% на период подготовки к Christmas-y, все балетные труппы день и ночь дают Щелкунчика, а в таких крупных конгломератах типа Нью Йорка ещё и гастрольные балетные труппы зазывают.
Много лет подряд Чайковский создаёт праздничное настроение и ещё не надоел. Музыку из Щелкунчика постоянно передают по радио, во всех molls вас встречает Sugar Fairy из балета - сфотографироваться к ней стоят очереди маленьких девочек в розовых балетных пачках.
Музыка Петра Ильича следует за вами по пятам, так что у меня как только Christmas-ом потянет в воздухе, как тут же хочется затыкать уши и драпать куда подальше...
Но чего не сделаешь для хорошего воспитания деток? И сама же взяла задолго заранее 4 билета на того же Щелкунчика на 14 декабря в надежде, что в такую рань перед Christmas-ом ещё не будет там столпотворения. Сами понимаете, Джейсон на балет не пошёл.
Дети наши идут на него второй раз (первый раз и был в прошлом году), и представьте, какой прогресс...
На этот раз они не улеглись на полу под сидениями, как в прошлый раз! Правда время от времени вскакивали и становились у барьера , а наши сидения были в первом ряду яруса, загораживая вид на сцену тем, кто сидел за нами и выше. Но все же довольно быстро удавалось их уговорить сесть на сидение. Я там что-то нашептывала им в уши по поводу того, что происходило на сцене, и как это понимать.
Синопсис балета безусловно был изучен до спектакля. У каждого было по биноклю, кручение которого их прилично занимало.
Что поделаешь, если выводить детей раз в год на балет, то вряд ли они тут же превратятся в почитателей этого вида искусства. Правда теперь они переехали жить к нам, стало быть я смогу их брать в театр почаще. У нас театр не финансируется государством, и поэтому здесь нет ТЮЗ-ов, да и репертуары обычных театров не изобилуют спектаклями ориентированными именно на детей. Точнее так: театр в целом не ориентирован на детей.
С другой стороны зрителей, готовых ножками топать в театр самим, да ещё и с детьми, очень мало даже на такой гигантский город, как NYC. Зато у всех дома помногу телевизоров, а там есть целые детские и юношеские каналы только и делающие, что развлекающие детей мультиками, спектаклями, сериалами, шоу и прочая.
Вот и получается замкнутый круг (разомкнутый в виде прямой): нет спектаклей для детей, а зачем ставить спектакли для детей, если их не приводят в театры.
И Шелкунчик чуть ли единственный, затыкает собой эту амбразуру. Есть ещё и Лебединое Озеро, и он идёт круглый год напролёт, но там же аж 4 действия, а вот у Щелкунчика только два. Сами понимаете эту арифметику...
Однако если с раннего детства детей не брать совсем в театр, они туда никогда сами и не зайдут в течение всей своей жизни, и даже не важно, балет ли там будут давать, оперу, драму или комедию.
Подобьем бабки:
Не смотря на всю суету и возню детей, это был хороший выход в театр, балет был поставлен прекрасно, кордебалет превосходный, костюмы великолепные, сольные партии исполнены на бис.
На обратном пути Аня как всегда спрашивала детей, кому и что больше всего понравилось, и поди ж ты! Каждый высказал своё мнение с намеками, на то, что он что-то понял о том, как с помощью танца можно выражать свои эмоции, и что артистам балета надо очень много работать над собой, чтобы дойти до того уровня мастерства, какой они демонстрировали в спектакле.
Что же ещё будет? Ой-ей -ой....

10 comments:

  1. А чего же Вы хотите? Растут, детки, растут!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Как чего?! Конечно же чтобы детки сразу же стали тонкими ценителями балета!
      :-))))
      (Ну или хотя бы не позорили нас на публике...)

      Delete
  2. Ира, красавица!
    Мы на следующий год планируем найти "Щелкунчика" и уже сходить. Мне кажется, дитя уже созрела, чтоб без танцев в проходе посмотреть спектакль))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Знаешь, меня в общем вся эта двигательная активность детей на Щелкунчике не так уж сильно и раздражала просто потому, что зрителями этого балета являются исключительно семьи с детьми. Взрослые американцы на такой балет сами по себе не приходят.
      Но вот как-то с воображением восприятия, по-моему у народа в целом, да и у наших детей туговато.
      Ту же Аню я привела в первый раз в театр именно на Лебединое Озеро, когда ей было 22 месяца, и ребёнок был захвачен и смог смотреть зачарованно на сцену два первых действия, остальные два она продержалась на ирисках, которыми я предусмотрительно запаслась, но каждый раз замирала и снова смотрела на сцену, когда появлялась в музыке тема злого волшебника Ротбарта .
      Наши же дети по большей части проскучали. Это-то и грустно...

      Delete
  3. Ира, мне кажется, современные дети просто перекормлены впечатлениями. Для Ани, наверное, выход в театр стал Событием. А сейчас для детей это лишь один из пунктов обширной развлекательной программы.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да я таскала дочерей практически каждый выходной куда-нибудь, зоопарк, цирк, выставки, в театры, а их было много в Новосибирске, и в репертуаре каждого было по 2-4-6 детских спектаклей. На многие спектакли мы ходили по несколько раз.
      При этом был бассейн 2 раза в неделю, худ.гимнастика, английский, музыкалка, художественная школа. Летом - поездка на Чёрное море, там экскурсии, театры, музеи, планетарии... Но телевизора в жизни моих детей почти не было, меня саму воротило от него.
      Даниэль родился в Израиле, там тоже у театра не большая роль в культурном развитии детей. Здесь я его брала в театр, но далеко не так часто, как дочерей.
      Так что насчёт перегруженности тут ещё не известно, кого больше завалили развивающими программами :-)))
      Мне даже кажется, что просто слишком поздно привели и слишком мало приводили именно в театры - ведь ребёнок должен принять эту игру перевоплощения и определенную абстракцию...

      Delete
    2. Это я теоретизирую, прикидывая на свой склад характера :)
      А вам на счёт ваших конкретных детей, конечно, виднее, что да как.

      Delete
    3. Да и у меня скорее плач Ярославны о том, что театр отходит в тень у нынешнего поколения...

      Delete
  4. Ира, как вы все похожи. Особенно с Аней. Мы с Мусей ходили регулярно в Большой на детские спектакли, не говоря о театре Образцова и к Наталии Сац. В то время я дружила зав. культурным отделом одной из известных московских газет. Мы ходили по театрам бесплатно.
    А в Марселе, к моему стыду, мне так и не удалось попасть в Оперу. хотя я не жалею. Голоса тут скверные. А Пьетрагала простому человеку не попасть. Зато в эглизах и парках иногда выступают очень талантливые музыканты. Пока дети учились в консерватории, я была в курсе всех концертов.
    Иногда мне не хватает такой активной культурной жизни. Дидье такой домосед, хоть и сам музыкант. Надо будет его выпереть всё же.

    ReplyDelete
    Replies
    1. А мне, представь, приходится билетики в театры покупать... :-))
      Но мы же «наши люди», и Аня теперь стала покупать билеты на Broadway shows у себя в университете Columbia. На одного человека можно купить 2 билета по зато только по $30, вместо $150 или там $200. Места на галерке, но дёшево и сердито. Попросила подругу, и теперь у них 4 билетика - идут с детьми на Алладина 22 января :-)))

      Delete