Saturday, January 20, 2024

День третий: Ватикан

На третий день в Риме у меня был запланирован поход в музей Ватикана. 
Билеты, а вернее vouchers, я купила за 2.5 месяца заранее. Вернее так: зашла на веб-сайт Ватикана и заплатила за билеты и за аудиогиды, указала в какое время нам надо, жду-жду, а билеты в мой емэйл не приходят.
Во все другие музеи Италии, куда я планировала сходить, билеты пришли, а в Ватикан - нет. И все билеты на поезд, а я собиралась еще в 4 города, тоже пришли. 
Зашла я опять на сайт в Ватикан, написала им жалобу, их ответ на жалобу пришел на следующий же день, где они сообщали, что снова послали мне ваучеры, а их тоже нет в моем Inbox. Пошла смотреть Junk folder.

Порылась там в куче мусора и, о чудо!, нашла и первый емэйл, и второй с vouches - там требовалось ввести наши имена. Как я позже поняла, это требование контролирует спекулятивные массовые закупки билетов онлайн и перепродажу их по бешеным ценам.
Я на всякий случай распечатываю билеты (ну, если вдруг у меня вытащат телефон из сумки :-)), составляю также и MS Excel spreadsheet с полным расписанием, когда и куда идем, в каком отеле (название, адрес обязательно, их телефон тоже) останавливаемся, на какое время и с какой компанией я беру билет на поезд, автобус, самолет.
И почем ситчик - так контролирую свои расходы на поездку. 
 Эту ценную бумажку я распечатала себе и Дафне, а также отправила файл Ане и Даниэлю. Так мы в семье делаем, когда отправляется кто-то в дальние края.
Началось это еще со времен, когда мы с Яном и детьми уходили в горы на долгие переходы. Делалось это с целью сузить район поисков, если в нужный день мы не приходим в очередной населенный пункт,- тогда хоть спасательной группе не надо будет искать везде, а только между двумя пунктами, отмеченными на карте (маршрут мы прорисосвывали тогда вручную).
В горах часто происходят несчастные случаи, там такие предосторожности - необходимость. 
В нашем варианте поездок по цивилизованным странам это скорее аккуратность и планирование заранее.
Но мои планы всегда имеют определенную свободу: я заказываю только такие отели, где можно cancel в последнюю минуту (если мне захотелось сменить маршрут и заехать совсем в другое место). 
На сей раз для Дафны это тоже был пример, как организовать поездку - ведь во многие музеи и места туристического паломничества билеты надо покупать задолго до поездки, а с поездами и автобусами - более удобные по времени поезда/автобусы обычно раскупаются тоже задолго до момента отправки поезда.
Явились мы к нужному часу в Ватиканский музей, отстояли небольшую очередь, пред’явили ваучеры и свои паспорта, нам выдали наши именные билетики, мы забрали свои аудиогиды, Дафна - детский, я взрослый и решили отправиться в путь по музею.
Оказалось, что детский аудиогид сделан таким образом, что в нем рассказывается о паре десятков произведений, которые надо ходить и специально разыскивать по галереям по прорисованному маршруту, что делать в жуткой толпе крайне неудобно.
Мы помыкались с ним, и я вернулась в фойе, и вернула им детский аудиогид, доплатила за второй взрослый, в котором значительно больше информации,
и он организован по принципу «если возле экспоната есть номер и значок с наушниками, набери этот номер и слушай». Обычно практически в каждом зале есть один, иногда два таких экспоната. 
Мы отправились с общим потоком посетителей Ватиканского музея, который движется по стрелочкам исключительно в сторону Cappella Sistina.
Вообще это очень утомительное занятие - ходить по музею с плотной толпой, но тут выбора особого нет. Ватикан хранит в своих сокровищницах лучшее из лучшего, что было создано в мире изобразительного искусства, и уж если ты приехал в Рим, туда надо идти однозначно.
Я пробовала разные трюки в мои приезды в Рим - прийти почти под закрытие, прийти раньше всех и забежать вместе с первыми посетителями, особыми успехами не могу похвастаться, толпа была чуть пореже или наоборот поплотнее. Долгое стояние в очереди за билетом выматывало сильно, особенно если жара или наоборот сильный дождь с ветром: зайдешь в музей, и уже сил никаких нет.
 На сей раз появилась возможность приобрести билет заранее и онлайн, и на том спасибо.
 
Что меня поразило в Дафне, так она с интересом прослушивает во всех музеях аудиогид, что-то расспрашивает, у нее уже есть свои наблюдения и сравнения, она помнит имена многих художников, скульпторов, архитекторов и их великие произведения,
причем специально мы с ней не занимаемся только этим. ОК, я набирала в нашей библиотеке детские книги о композиторах, художниках, скульпторах, архитекторах, читала вместе с ней и Яковом, показывала репродукции на интернете, ходили мы с ними пару раз в Metropolitan Museum,
но это все не регулярно, а наскоками. Время от времени, если мне попадалось интересное видео на тему, я давала его посмотреть детям. В школе у них хороший преподаватель по Arts, и он часто устраивает выставки детских работ,
но им там рассказывают об истории искусства максимум, начиная с импрессионистов, а если идут в NYC музеи,

то это обычно МОМА, музей современного искусства, который я хоть и посещала несколько раз из-за интересных выставок, но обычно обхожу далеко стороной.
За эту поездку было видно, что Дафне очень нравится ходить по музеям, ей нравятся рассказы и про искусство, и про то, каков сюжет, который заинтересовал и увлек мастера. 
Собственно я в детстве ничего не знала ни о мифах древней Греции, ни об искусстве Возрождения. Этого добра в нашей совковской хотя и лучшей в городе школе не преподавали. Но у нас была очень хорошая школьная библиотека, и я дружила с библиотекаршей. 
Когда ходила сама по музеям, о библейских сюжетах не ведала. Но постоянно читала и то, что написано в коротеньком об’яснении к картине в музее, читала о жизни и работах великих мастеров и постепенно стала узнавать и работы великих мастеров и то, о чем эта работа рассказывает.
Получается, что мое хобби ходить по музеям открыло для меня столько интересного, что я получаю удовольствие сама, привила любовь к искусству детям, и теперь вот уже и внуки разделяют его со мной :-) 
Шли мы шли с могучей рекой ватикановских посетителей, останавливаясь то там, то тут, и свернули на «тропинку», которая обходила Рафаэлевские станцы. Добрались совершенно одуревшие и до Сикстинской капеллы, где нам довольно быстро повезло усесться на скамейку вдоль стены. Если в самом музее можно фотографировать без вспышки, то почему-то в самой Сикстинской Капелле - нельзя, более того, там находится 5-6 работников музея, которые за этим зорко следят.
Мы прослушали свои аудиогиды пару раз про капеллу, обошли и обглядели ту стену, которая нам была не видна со скамьи, и вышли.
Каждый раз, когда я тут оказываюсь, обещаю себе, что вот приеду домой, обязательно куплю книгу, подробно описывающее Сикстинскую капеллу и то, кто там изображен, и почему именно он/она, а не что-то другое. Каждый раз уезжаю из Рима, возвращаюсь в рутину и забываю про это
Дело шло к обеду, и мы отправились в музейное кафе. Уселись в уголочке и мирно пообедали. И тут я вспомнила про Рафаэлевские станцы, говорю Дафне, мол, как жалко, что мы прошли мимо них! А она и говорит, давай вернемся и посмотрим и их. Сказано-сделано.
Но оказалось, что добраться до них можно только тем же самым путем, который мы уже прошли, но на нужном месте надо свернуть налево, а мы в прошлый раз не заметили и прошли прямо.
Так как время было послеобеденное, то публики в музее оказалось намного меньше, чем утром, и мы с удовольствием обсмотрели много залов, добрались и до Рафаэля. Часть картин были закрыты к просмотру - их слегка отчищали. Дафна и говорит, что сколько замечательных работ мы видели сегодня в музее, а вот Рафаэль отличается от всех, и его легко узнать(!)
Вышли на патио музея, сначала просто улеглись на лавочках, потому что ноги просто гудели, а потом поели запасенные заранее мандаринки, поделились впечатлениями и наконец покинули музей. 
У меня не было желания вести Дафну в Базилику Св. Петра: во-первых, жуткая очередь, а во-вторых, их аудиогид сплошная католическая пропаганда. Такое впечатление у меня создалось, когда я пришла туда в первый раз, и потом спустя пару лет, когда мы пришли туда с Даниэлем, причем это он сам мне сказал. 
Но комплекс самой базилики и площади, конечно великолепен: эта колонада как ладони Господа, идущие от собора и как бы обнимающие и принимающие всех людей, собравшихся на площади.
Ты Я просто сфокусировалась на рассказе о работе Микеланджело о том, как он проектировал площадь, как работал над самим собором, мы встали на место на площади, откуда у всей колоннады видно только первый ряд колонн, а остальные колонны, поддерживающие porticos, прячутся за первым рядом. 
Я рассказала Дафне, что ни одно здание в Риме не может быть выше Базилики Св. Петра, и поэтому тут нет ни одного небоскреба, рассказала и еще несколько баек про разных Popes,
про защитную стену, по которой они перебегали из Ватикана в крепость Св. Ангела в смутные времена, про швейцарских гвардейцев, защищающих Ватикан и Popes в отдельности (кстати, они сменили униформу, но мне старая нравится больше, поэтому я взяла фото с интернета). Баек этих много, и рассказывать их ребенку легко: если где-то подзабыл детали, он тебя не оборвет и не ткнет в неточность носом :-) 
А наша задача какая? Заинтересовать! Но все же не врать с три короба, подтасовывая историю… 
Потом мы пошли, конечно же к замку Св. Ангела, но внутрь тоже не стали заходить.
Без gelato дальше было никак, поэтому пришлось его покупать, а потом медленно перемещаться между сувенирными лавочками, растянувшимися вдоль Тибра и соглашаться с Дафной, что эта финтифлюшка ужасно cute, а эта и еще лучше…

No comments:

Post a Comment