Tuesday, November 05, 2024

Orange & Pont du Gard

Сегодня с утра пораньше едем в Orange, я хочу посетить единственный прекрасно сохранившийся в Европе римский театр, в котором даже стена за сценой практически не разрушена. С утра пораньше сели в машину, поехали. Надо бы и заправиться бензином.
Заехали на заправку, а я забыла, какой из 4 сортов бензина мне нужен. Спросила мужчину, и он мне показал на наклейку на внутренней стороне дверцы для бензобака. ОK.
Наполнила бак. Одним стрессом меньше. На сей раз мне дали SUV Opel Grandland, хотя я скромненько заказывала Peugeot-208 with manual transmission. Если у компании нет машины того класса, что ты заказал, тебе дают автомобиль лучшего класса. Очень удобная машина, мягко и легко идет, на табло огромными цифрами показывается твоя скорость и внизу с маленьком кружке разрешенная на этом участке дороги скорость.
Когда ты выходишь более чем на 5км за лимит, она начинает негромко подавать сигнал, и ты сбавляешь скорость - таким образом не получишь штрафов за превышение скорости.
Очень удобно - не надо постоянно следить за указателями разрешенной скорости - во Франции тут с этим делом строго.
Опять же в’ехать-с-ехать с автострады во Франции немного по-другому, чем в Италии,- и с этим разобралась, благо теперь non-contact credit card payment везде принимают.
У меня-то еще в памяти моя поездка через Францию в 2019г,  когда мои американские кредиткарты не принимали три компании бензоколонок - надо было выискивать те, что берут наличные.
И на автострадах была та же петрушка.
На этот раз все идет без сучка без задоринки.
Добрались за 51 мин до города Orange, ( для нас это вроде как с’ездить в Бруклин), проезжаем мимо бесплатной общественной парковки, мест свободных там много, я и запарковалась.
Оттуда пройти 13 мин до нужного нам римского театра. Билетики и аудио гиды взяли и пошли внутрь. 
Вот это по-настоящему потрясающее зрелище, не смотря на то, что я в своей жизни бывала на развалинах разных римских и греческих театров,
раскопанных и частично восстановленных, где ты сам стоишь и пытаешься  вообразить, как же величественно все это выглядело тогда, когда оно было построено.
А тут ты наконец видишь практически не разрушенный театр, и даже оригинальную статую императора Augustus, первого римского императора, который и повелел его построить,(ее нашли и водрузили на место).
В 52г н.э Август завоевал греческую колонию Масонию, где нынче расположен Marseille, а тремя годами позже и этот театр был построен в Orange, это была первая римская колония.
А сегодня мы были первыми и единственными посетителями, весь гигантский театр был наш, нам никто не мешал, и только час спустя появилась пара других посетителей. 
Яков оббегал весь театр, разыскивая места с табличками и номерами для аудиогида. Он прослушал все записи, а я, стоя на месте тоже слушала и делала кое-какие заметки себе на память. 
До 55 г н.э театры строили из дерева, первый каменный театр был построен в Риме, и параллельно в Orange, этот - на 10,000 зрителей. Копируя греков, римляне строили театр на естественном горном склоне, с которого открывался прекрасный вид на долину .
Так что это был очень особенный театр в свое время. Стена за сценой высотой 77 м и имела 77 колон. Через центральную дверь входил только главный герой, остальные - через боковые.
Статуя Императора самая высокая, остальные все были ниже, чтобы подчеркнуть величие императора. Форма полусферической чаши с сидениями и задней стеной за сценой создает идеальную акустику. Нет ни одного места в театре, где не было бы слышно актера, говорящего шепотом.
 В римской империи развлечениям-пропаганде уделялось огромное внимание, и 180 дней в году были театральные спектакли. Спектакль шел целый день. Приходили в театр все, но секции сидения были разделены стенами, чтобы представители разных слоев населения никак не пересекались - римская империя имела иерархическую структуру общества.
Да собственно даже и все ранние государства имели именно эту структуру. Люди все разные, сильные, умные властолюбивые всегда подминали под себя остальных, так что мечты угнетенных о справедливости с принципе не могут реализоваться, и за всю историю человечества никогда и не были воплощены. 
В римской империи театр с греческими корнями давал трагедии и комедии на мифы древней Греции и римской мифологии. 
Обычно в году было до 180 спектаклей, и требовалось много актеров, которых обучали в театральных школах.
Так как играли в масках и костюмах, то язык жестов был основной базой для понимания характера героя. Было 19 базовых жестов, которыми должен был владеть актер, и которые безошибочно воспринимал зритель: сила и власть, страх и бессилие, выражение влюбленности, озабоченности и т.д. Оказывается, когда ты сейчас изучаешь body language, то выясняется, что трактовка жестов современных людей полностью взята из греко-римского театра. 
Женщины играли женские роли, публика требовала, чтобы они выступали почти раздетые, а иногда и вообще голые. С христианством, распространяющимся в римской империи, женщинам было запрещено вообще появляться на сцене, но чтобы по-прежнему театральные спектакли привлекали зрителей, стали разыгрывать кровавые сражения с настоящими убийствами на сцене. 
Постепенно трагедии с моралистическими сюжетами переместились в маленькие театры, ибо они были малоинтересны плебсу, в больших же театрах, как этот, стали ставить пьесы на сюжеты обычной жизни или же кровавые бои.
Этот театр активно использовался до конца 5 века, потом лишь время от времени, однако интенсивно не разоряли. В 11 веке театр получил вторую жизнь, ибо в городе был основан университет, в 14 веке восстановили театр во всем великолепии, а в 17-18 веке его совсем забросили, на сцене построили базилику, жилые дома стали размещать на ступенях сидений.
 В 19 была проведена первая основательная реставрация, все настроенное внутри театра снесли, раскопали ступени и сцену. Но так или иначе этот театр сохранился лучше всех других из тех, что были построены в Европе. 
Закончив обход театра и музея напротив, мы пообедали в местном ресторане. В маленьких городках Прованса практически никто не говорит по-английски, меню пишут мелком на черной доске при входе, напечатанных меню нет вообще - готовят, часто меняя блюда, все выглядит по-домашнему. Об’яснялись мы только с помощью google translate app. 
Пообедавши поехали в национальный парк Pont-du-Grad с великолепным памятником великой романской инженерной деятельности, трех-ярусным акведуком и мостом через реку Gard, который доставлял чистую воду в город Nemausus (Nimes). Он был возведен в 19г н.э., и высота его 47м.
Надо често признаться, что когда стоишь рядом и думаешь про 2,000 лет, пролетевших и не разрушивших эти арки, мороз по коже. Столько было штормов, землетрясений, войн, пожаров вокруг, а он выжил. Арки нижнего яруса разной ширины, мост в своей середине реки немного выше, чем по краям. Как римляне все это рассчитывали? Как строили без чертежей (оные появились только в эпоху Ренессанса!)?! 
Думаю, этот участок акведука выжил только лишь потому, что он именно через реку - трудно было растаскивать его на стройматериалы, потому от него и отстали…
Город Nemausus строился как копия Рима и получил великий престиж с завершением его интенсивной фазы строительства в 1в н.э.
Слава о его прекрасных фонтанах и римских банях, великолепный форум и храмы богам привлекали в город массу людей. Вокруг него раздавали земли римским воинам, вышедшим в отставку. 
В 6 веке акведук был разрушен by the Franks and the Visigoths, и римская империя постепенно закончила свое существование.

No comments:

Post a Comment