Saturday, November 16, 2024

Milan - День второй

Утром на следующийдень проснулись, позавтракали, выяснили, что забастовка общественного транспорта по всей Италии уже закончилась, и стало быть, не надо решать «идти пешком туда-обратно или сидеть целый день в отеле».

И мы тут же побежали на остановку метро, чтобы поехать в Duomo, отстояли очередь, купили билетики в сам cathedral и в его музей, где хранятся скульптуры и гобелены, которые
когда-то были частью украшения церкви, но сильно пострадали со временем, были реставрированы и перемещены в музей, где для них поддерживаются оптимальные условия хранения.
Если в Риме во многие музеи входной билет на ребенка или вообще бесплатный или со скидкой, то тут никаких скидок нет. Я купила 2 взрослых билета взяли аудиогид.
Аудиогид оказался хитрый, один на двоих - вот она где миланская скидка спряталась!! Нам дали двое наушников, которые присоединяются к одному устройству аудиогида.
Это не очень-то и удобно, потому что надо ходить, взявшишь буквально за руки. Если один загляделся на что-то, а другой двинулся дальше, то у того,
на чьей шее тот device не висит,  наушники тут же вылетают из ушей. Но в конце концов мы приспособились ( больше я на такой shared audio guide не поведусь и никогда не возьму:
лучше заплатить 8eu и двигаться туда, куда хочу!!) 
Еще до прихода в Duomo мы с Яковом просмотрели несколько видео о том, как собор строился почти 600 лет,
как менялись планы на его фасад, где и как добывали мрамор для колонн, как его доставляли по реке и даже разобрали в самом Милане несколько мостов,
чтобы прошел корабль с мраморной глыбой. Такое минимальное ознакомление с историей каждого об’екта, которые мы посещали, очень полезно, потому что при посещении ты уже можешь сосредоточиться и на деталях.
Яков с интересом прослушивает обычно абсолютно все записи аудиогидов, переходя из зала в зал в музеях.
В Duomo же тебе дают карту, где отмечены места, возле которых будет очередной рассказ аудиогида. Мы все обошли, прослушали. Поражает сам факт, до какой же степени люди веровали, что шли на такие лишения,
лишь бы собрать средства на строительство самой большой в Италии церкви, и потом на то, чтобы наконец возвести этот божий храм!
Средние века богаты именно на такие фанатические пожертвования, в результате которых было построено множество прекрасных соборов.
В Милане исключительно для будущего собора была открыта фабрика, на которой создавались все скульптуры, вырезались и обрабатывались элементы мозаичного пола из
трех сортов мрамора, ткались гобелены и одежда для священников - это был колоссальный процесс, и тысячи скульпторов,
художником и самых разных ремесленников пытались пробиться туда для постоянных заказов. Работы интенсифицировались, а потом приостанавливались на целые десятилетия, судьбы людей переплетались с судьбой cathedral.
Представьте себе, что первый камень был заложен в 1386 г, и только лишь в 1965 году официально освятили этот храм, ну и в наш приезд он интенсивно реставрируется, хотя вроде бы его «только что сдали в эксплуатацию» :-)
Говорят, что у итальянцев есть поговорка про дело, которое все никак не завершается, мол оно как миланский Duomo (я к сожалению не запомнила, как это именно звучит на итальянском).
 Фресок в соборе практически нет.
Хотя в целом считается, что он построен в готическом стиле, но как на самом фасаде, так и внутри есть элементы романского стиля, ведь пока шли дебаты, как же строить, время шло,
и какие-то элементы типичные для того времени все же успевали сделать. А  в готических соборах потолки
чрезвычайно высокие, может именно поэтому их и не расписывали - все равно стоящим внизу ничего не будет видно, и «рассказ библии в картинках» обычно помещали в витражах на высоких окнах - они яркие, красочные, особенно в солнечный день.
Хотя для Милана яркий солнечный день явление не очень частое, здесь обычно небо в облаках, часты туманы, легкая дымка в долинах, но что есть, то есть.
И окна в Duomo просто великолепны. закончили мы осмотр собора, притомились, выходим, а Яков меня тянет в музей Duomo - у нас же туда тоже билетики есть!
Ну хорошо, отыскиваем на площади, где же этот музей, и заходим.
 Тут все реставрированные скульптуры, которые когда-то были установлены высоко и далеко внутри cathedral, близко, прямо перед тобой, можно все тщательно рассмотреть.
Оказывается, для бронзовой статуи Мадонны, которая установлена на крыше Duomo, делался металлический каркас, ведь бронзовые скульптуры полые внутри, и если огромную полую скульптуру установить на высоте, ее просто сорвет ветром и расплющит.
Так вот в течение времени оригинальный каркас проржавел, и его пришлось заменять, а проржавевший уже историческая реликвия, и его поместили в музей.
В музее есть несколько деревянных точных копий cathedral, глиняных моделей скульптур, предоставленных на фабрику, для решения комиссией. Если проект одобряли, то скульптуру  выполняли в мраморе.
Освещение в музее очень плохое: свет направлен только на сам об’ект, но и его не достаточно,
чтобы телефоном сделать приличную фотографию. Наконец выбрались из музея и пошли искать ресторан , где бы пообедать.
Мне опять хотелось горячего супа, но мы были в туристической зоне, где меню не особо разнообразны, да и цены высокие. И еще мне очень хотелось зайти в Pinacoteca di Brera
с прекрасным собранием произведений искусств в основном полотен итальянских живописцев с 13 по 20 век.
Пинакотеку нашли быстро, но голодным заходить в нее не хотелось, поэтому прикупили
Якову заранее gelato, продолжили перемещаться по улицам, разглядывая здания и прохожих, - и то и другое занятно, особенно когда это не самоцель, а довесок к основному занятию, поиску ресторана с меню, которое тебе понравится :-) Постольку поскольку я не большой любитель макаронных изделий и блюд из них, то иногда приходится и прилично побродить вокруг даюсь около - мы же в Италии или где?!
Наконец обнаружили уютный ресторан и заказали обед. Яков ест медленно, я обычно успеваю с’есть свою порцию и посмотреть новости, ответить на пару емейлов с работы,- так что получается неплохой отдых.
Отправились назад в Пинакотеку. Она была создана благодаря Наполеону в 1809г и размещается в здании стиля барокко, построенном на остове монастыря 14 в.
В этом же здании находятся еще и другие музеи, а также и Академия изобразительных искусств.
Если сказать честно, я сама прилично утомилась и собиралась только глянуть в Pinacoteca на несколько картин Paul Veronese да на работу Rafaello,
однако Яков, получив свой аудиогид и убедившись, что абсолютно в каждом зале есть удобные кресла или даже диваны,
где можно усесться-улечься, как тебе угодно, прослушал абсолютно все записи в том аудиогиде. Более того, в одном из залов за огромной стеклянной стеной установлена картина,
которую реставрируют в реальном времени: приходят реставраторы и делают свою работу, за которой можно наблюдать.
Их работу снимают на камеру, делают видео, с увеличением отдельных участков картины - показывают подробно, как их очищают от наслоений пыли и осевших жировых отложений из грязного воздуха.
Эта грандиозная реставрация делается на средства Bank of America. Так вот Яков там застрял и смотрел, и смотрел… я его еле-еле утащила. 
Уставшие, мы сидели в небольшом парке и я просто глазела по сторонам, а Яков болтал с Дафной по WhatsApp: назавтра нам предстояло позавтракать в отеле и уезжать на поезде в Рим, откуда через день был рейс в НЙ.

No comments:

Post a Comment