Если вы знаете английский язык, то музей Метрополитэн приготовил для вас прекрасную аудиоэкскурсию с показом иллюстраций картин с выставки великих голландцев, и она еще до сих пор открыта. Всего на этой экскурсии рассказано о 20 картинах, тексты составлены кураторами музея, начитаны ими же, с прекрасным музыкальным сопровождением. Это в сотни интереснее того, что я написала тут ниже.
Попытаюсь немного рассказать о картинах из этой коллекции. Терпения у меня маловато, а картин там было много. Все же выполняю свое обещание, так что те, кто понимает и русский, и английский, не обессудьте :-)
Голландцы были смелые мореплаватели, они заплывали в дальние страны, привозили диковинные товары, которыми широко пользовались в быту. Когда художники писали бытовые сцены на своих полотнах, они отображали то, что окружало иx заказчиков. Вот к примеру, в комнатах на стенах вместо икон висят карты, и это не прихоть, ибо в те времена это была необходимость: глядя на карту, купцы обдумывали, в какие страны лучше поехать в следующий раз, чтобы получше продать партию товаров, а моряки - свои вояжи.
Часто на картинах изображены персидские ковры, по моде тех времен в Голландии ими покрывали стол, зато в совковские времена ковры вешали на стены :-), а американцы воспринимают ковер только как нечто, лежащее на полу...
По сравнению с католическими странами голландцы относились к религии с меньшим рвением. Все, что было дорого католикам, было глубоко противно протестантам. На картинах с внутренним убранством комнат довольно редко изображены иконы или другие картины на библейские сюжеты, да и не видно дорогой резной мебели с позолотой, нет вообще предметов роскоши так распространенной в состоятельных домах католических стран.
Голландия относилась терпимо ко всем религиям, кроме католической.
После победы над Испанией католицизм был запрещен, но довольно много людей по привычке продолжали служить католические тайные службы на дому или при торговой лавке. Сохранилось несколько таких церквей в Амстердаме, одна из который называется "Наш милостивый Господь на чердаке".
Peter de Hooch, "Интерьер с молодой семьей". У картины вполне опеределенный дидактический смысл, что отвечает требованиям тех времен, ведь картину покупали не только из-за красоты изображения, но и чтобы она воспитывала тех, кто на нее смотрел. Молодая пара в спальне. Спальня - это очень интимное место в те времена, куда гостей никогда не приглашали. Это богатая семья. Супруга приводит себя в порядок перед тем, как взойти на брачное ложе, а супруг в ожидании играет с собакой. Собака на картине, да еще и в спальне не просто так, она символ супружеской верности.
Свет на картине неяркий, полумрак в домах из-за климата довольно бедного на яркий солнечный свет, да и в те времена стекла еще не умели делать прозрачными, и они пропускали не так уж и много от того тусклого света. На картине свет падает на супружескую кровать и освещает ее ярче, чем остальные предметы в комнате, и как бы откидывает полог, показывая скрытую интимную жизнь в бюргерской семье, ее спокойное отношение к жизни, где каждый знaет свои обязанности и свято их исполяет.
A эта картина Вермеера оказалась самой первой картиной в коллекции вермеерской живописи, подаренной владельцами Музею Метрополитэн.
Johannes Vermeer всю жизнь прожил в Дельфе, и писал он дельфских граждан, поэтому его и прозвали Вермеер Дельфский. Эта картина - изумительная гармония пластики, формы, освещения. Перед нами женщина в белом головном уборе. Чистота и белизна головной накидки символизирует чистоту ее помыслов. У Вермеера на картинах очень часто сцена с женщиной и именно у окна, и всегда в мягком освещении. На столе - богатого узора ковер, на стене карта. Цветовое решение - золотисый, белый и синий. Вермеер играет этими цветами, и эта игра приковывает внимание зрителя, создавая чарующий эффект покоя и гармонии. Именно эта картина Вермеера была выбрана музеем на суперобложку всех буклетов об этой выставке.
На портрете девушки с сережкой Вермеер изобразил далеко не красавицу, лоб ее очень высок, волосы зачесаны назад по итальянской моде. Вермеер часто выбирал именно таких женщин для портретов - он мог себе позволить рисовать не только на заказ. В ушах девушки сережки довольно редкой грушеобразной формы из венецианского стекла. Голландия торговала практически со всем миром, и состоятельные горожане покупали товары и украшения, привезенные со всего мира. Девушка изображена в необычном ракурсе - так редко изображали модель в те времена, но Вермеер любил необычное.
Gerard ter Borch из семьи художника, отец и сестра - художники. В молодости он отправился путешествовать, был в Лондоне, Париже, посетил Германию, а в Испании он настолько прославился своими работами, что король Филипп-IV позировал ему для своего портрета, что было исключительной редкостью в признании иностранного таланта, ибо королевские портреты традиционно заказывались только испанским художникам. Король даровал ему дворянский титул.
Однако в результате дворцовских интриг Терборху пришлось покинуть Испанию. По возвращении на родину он стал писать богатых людей, и заказов у него было много. Всего сохранилось 80 полотен Терборха, 6 - в Эрмитаже, 6 - в берлинском музее, в Лувре - 5, а у нас в Метрополитэн только 2 его работы.
На картине "Любопытство" молодая женщина из богатой семьи в своем утреннем туалете попросила свою замужнюю родственницу написать письмо скорее всего мужчине, судя по тому, с каким любопытством тянется заглянуть в письмо ее младшая сестра. В те времена незамужняя женщина не могла заговаривать с посторонними мужчинами, не могла и обратиться напрямую через письмо. Прибегали к помощи пожилых или замужних родственниц, которые в витиеватой форме делового или благодарственного письма пытались спрятать тонкие чувста и все же дать знать молодому мужчине, что им интересуется особа из высших кругов.
Терборх не столько демонстрирует эти чувства, сколько дают зрителю самому догадаться и домыслить то, что происходит в этот момент на картине.
Мастерство живописца определялось многими компонентами, и сюжет был только одной из составляющих, но большое значение имели композиция, передача светотеней, передача фактуры материала и драпировки тканей, предметы, символизирующие дидактический посыл зрителю.
На этой картине мастерски передано различные дорогие ткани - шелковая серая юбка, малиновый сатин на блузе - бархатная скатерть и обивка стула.
Еще одно интимное повествование Тербоха "Женщина, играющая на лютне". Игра женщины именно на лютне, которая в те времена была распространенным музыкальным инструментом в Европе, символизирует изящество женщины. Светская женщина не могла заниматься науками, торговлей, бизнесом. Единственное, что ей позволялось - это игра на лютне.
Эта женщина состоятельная - на ее шее жемчуга, на ней синий бархатный жакет, украшеннный белым мехом, шелковая юбка. На столе - персидский ковер с богатым узором. Женщина поет по нотам, и это скорее всего любовные песни по моде тех времен, а любовные песни - это прелюдия к эротической связи. Молодой человек сидит на столе, что тоже говорит о его cтремлении сблизиться с ней. Но между ними на столе лежат часы, которые символизируют скоротечность времени. Терпение! В любовных отношениях терпение самое главное! Не торопите время, насладитесь чувством не спеша! Или же по-другому: Любовные отношения так быстротечны и мимолетны, что не успеешь ими насладиться, как один из любовников уже и охладел... У Терборха и тут недоговоренность: он предоставлюет зрителю додумывать самому
Нам сейчас нужны комментарии к картинам 17 века, а в те времена люди понимали мнгновенно каждый намек. Подобные сцены пользовались огромной популярностью
Как же мне нравится Терборх!
ReplyDeleteИра,
спасибо за пост чудный! Золотой век голландской живописи...
Навязчивая идея теперь, мечтаю Делфт, Брюгге и Гент посетить, оторваться в музеях.)
Лена, нет качественных бесплатных иллюстраций на интернете.
DeleteЧто нашла, то и поместила. В оригинале эти две картины чудо как хороши!
Я была в Голландии много раз, но ни разу в Дельфте.
Вам туда ехать куда ближе!
Да и в любое место можно считай на выходные смотаться или на праздники...
Я так об’езжала и все интересные места в Израиле, и тут в Америке по этому принципу все, что в зоне 2-3 ночи поездки давно уже облазила, а многие места и по насколько раз.
Как же понравилось описание картин! Вот не знай всего этого контекста и подтекста... Ну собака на картине в спальне, что такого?))
ReplyDeleteЭто не только у голландцев, это многовековая традиция символизма.
DeleteПросто мы мало что знаем о ней...
Я, собственно, только из одних своих посещений разных музеев узнала много нового, на которое при прочтении книг бы никогда не обратила внимания.
Когда-то в новосибирской картинной галерее увидела картины Рокуэлла Кента, он подарил им 70 картин, уж не помню, за что и почему. Весь город тогда бегал посмотреть на картины американца.
DeleteПотом я прочла его толстенную книгу «Это я, господи», откуда запомнила крепко, что он своих четырёх детей привозил в страну, записывал в школы и на этом и все его культурное воспитание - по его понятиям дети должны были сами приспособиться к стране и выучится ее язык. Через 4 года он переезжал в другую страну... во Франции они тоже жили.
Одного из своих сыновей в возрасте 14 лет, абсолютно городского мальчика, взял с собой на зимовку на Аляску, показал как охотиться, как ловить рыбу, уходить от хищников, как искать дорогу к юрте, и отправлял одного добывать пропитание, пока сам писал картины и делал дневниковые записи...
Сначала мне все это было дико. Но ведь смотрю на своих детей - пожили в 2-3 странах, и именно только так и есть смысл учить язык, это и есть наиболее эффективный и естественный способ...
А что до умения выживать в экстремальных условиях - так это вообще бесценно.
Вот так у меня интерес к музеям причудливо вплетается в будничную жизнь и жизненный опыт.
:-)