Рассказ пойдет о поездке, в которую я отправилась после прочтения на одном из блогов о Кротонском водохранилище, снабжающем на сегодняшний
день город Нью Йорк 15% питьевой воды, а были времена, когда это было и 100%. Это совершенно уникальное сооружение прошлого века, да и судьба региона, затронутого строительством, не менее уникальна.
Первым сооружением для подачи в Нью-Йорк чистой воды была дамба, называемая сейчас Old Croton Dam, воду из водохранилища доставляли по специально построенному акведуку, и конечным пунктом его был резервуар, расположенный между 5 Ave and 42nd Street, там, где примерно сейчас построено здание национальной библиотеки.
Второй резервуар был в Центральном Парке в районе 86 Street.
В основном я просто перепечатываю пост, ибо в нем масса интересной информации, которую так с налету и не найдешь на интернете.
Строительство первой дамбы длилось с 1837 по 1842 год, и это была первая дамба из каменной кладки сооруженная в США. Кладка не такая надежная, как стена из литого бетона, но на на тот момент ее не было опыта в цельно-литых бетонных сооружениях такого масштаба.
Несколько сильных засух и резко возросшее население Нью Йоркa вынуждают искать решение проблемы водоснабжения города. Специальная городская комиссия принимает решение о строительстве нового водосборного сооружения в этом же районе, а для ее доставки построить еще один акведук. Согласно разработанному проекту в 6,5 км ниже по течению реки Croton должна быть возведена новая дамба, в результате строительства которой, образуется обширное водохранилище, а снабжение города водой увеличится до 1 млн. кубометров в сутки.
Изначально проект предполагал строительство дамбы еще на два километра ниже, ближе к нынешнему городку Croton-on-Hudson, там где скальная порода почти вплотную подходит к поверхности, но проект вызвал такую волну возмущений и протестов местных жителей, что пришлось переносить его выше. В зону затопления водохранилища попало около 50 квадратных километров земель, на которых были расположены многочисленные жилые дома, фермы, школы, церкви и кладбища. После длительной и муторной процедуры выкупа земель, которая сопровождались бесчисленным нарушениями, скандалами и судебными разбирательствами, после переселения людей и переноса жилищ и даже покойников с кладбищ, работы наконец начались в 1892 году.
Выиграл тендер на строительство Джеймс Колмэн, глава департамента по уборке улиц Нью-Йорка, который имел большой опыт по строительству дорог и туннелей. Тогдашнее законодательство не запрещало совмещать государственный пост и занятия собственным бизнесом, даже если коммерческие интересы в этом деле были довольно очевидны.По контракту он обязался построить дамбу за пять лет, для чего получил из бюджета города фантастическую по тем временам сумму в $4,150,573. Главным инженером проекта был малоизвестный Альфонс Фэлей. Им было спроектировано совершенно уникальное для своего времени сооружение, которое даже более ста лет спустя поражает своим масштабом и замыслом. Можно только представить, какова была реакция современников, ведь на момент постройки New Croton Dam являлась самой высокой в мире, была самым большим в мире сооружением из камня и была третьим по величине сооружением на земле построенным руками человека, после Великой Китайской Стены и египетских пирамид. Большого опыта в создании подобных сооружений тогда не было, и многие вещи приходилось изобретать на ходу. Фэлей выбрал изящное и оригинальное решение, придающее дамбе столь необычный вид. Водослив был сделан сбоку в левой ее части, причем для его обустройства был грамотно использован рельеф местности и его перепад в этом месте. Получилось что-то типа небольшого канала, начинающегося у самого зеркала воды и увеличивающего свою глубину по мере приближения к стене дамбы. Не ставилось задачи строительства электростанции, поэтому кинетическую энергию падающей воды надо было как-то напрaвлять и рассеивать. Отсюда и ступенчатая стена для сброса излишков воды. Такое решение позволило снизить нагрузку на конструкцию, особенно в период паводков или в случае резкого увеличения уровня воды в водохранилище. Как показало время, это решение было выбрано и исполнено блестяще.
Новое место было не столь удачно с инженерной точки зрения, как выбранное изначально, и здесь пришлось решать множество проблем, в том числе и рыть огромный котлован глубиной 40 метров, чтобы дойти до скальной породы на которой можно было начать сооружение фундамента. Дамба построена по технологии каменной кладки, объем которой составляет 650,000 кубических метров. Камни соединялись цементным раствором.
В качестве материала использовался гранит, который добывали в каменоломнях рядом с Hunterbrook, и потом доставляли к месту стройки по специально сооруженным железнодорожным веткам. На самой стройке была построена миниатюрная железная дорога, по которой ездили паровые экскаваторы, на маленьких поездах перевозили выбранную породу и доставляли камни.
Еще одним по-своему уникальным решением было привлечение бригад каменотесов с юга Италии. Их доставили пароходом в Нью-Йорк, где выдали им по 25 долларов в руки для схода на берег (без денег их бы просто не пустили в Америку). За углом деньги у них забрали, самих каменотесов посадили на поезд и отправили на стройку, где поселили в специально построенных для них бараках. В Америке просто не нашлось нужного числа специалистов для строительства столь масштабного сооружения. А еще итальянцы обходились дешевле, что снижало затраты и увеличивало прибыль. За 10-часовой рабочий день тяжелейшей физической работы они получали 1 доллар 30 центов, в то время как обычный американский рабочий получал 22 цента в час. Тяжелые условия труда и низкая оплата привели к забастовке в апреле 1900 года. В результате оплату немного подняли, сама забастовка была подавлена при помощи кавалерии, а ее организаторы арестованы и преданы суду. По этим событиям даже сняли черно-белый немой фильм под названием "The Croton Dam Strike".
Дамба не просто уникальна с инженерной точки зрения, но еще и просто красива. Она была призвана стать символом достижений северо-американских штатов во всем мире, и показать, что американцам по плечу решение задач любой сложности. Люди только-только обуздали паровой двигатель, толком не имели производственного оборудования и машин, а уже были готовы пустить реки вспять.
В те времена красота и изящество даже такого специфического сооружения как дамба ценились не меньше, а быть может даже и больше его функциональности. Любой подобный объект автоматически становился местом притяжения туристов со всей страны и должен был отвечать требованиям самой придирчивой публики, которая в большом количестве стекалась посмотреть на последнее достижение инженерной мысли, чтобы сидя в шуме и брызгах падающей воды размышлять о скором торжестве прогресса. Новости о сооружении не сходили с передовиц газет, а подробные схемы с изображением устройства дамбы украшали страницы специализированных журналов.
Журнал Scientific American написал в 1905 году - "Это благородное сооружение будет представлять собой одно из самых впечатляющих и красивых инженерных решений, и будет свидетельствовать о наших достижениях по всему свету".
Дамба имеет высоту 91 метр от основания до гребня, что выше знаменитого ньюйоркского небоскреба на пересечении 23 улицы и Бродвея, называемого в народе утюгом. Общая длина с водосливом составляет 667 метров.
Металлический мост уже несколько раз капитально ремонтировали. Последний раз это было в 2005 году. Въезд на мост после тер. акта 11 сентября 2001г закрыт, но проход для пеших туристов разрешен.
Казалось бы, что после таких эпохальных изменений в регионе здесь должен был произойти индустриальный бум, ведь для строительства дамбы были построены и железная дорога, и заводы по обеспечиванию строительства, и тысячи людей перебрались сюда для работы, ан нет. Строительство дамбы, вернее затопление больших территорий и в частности шахт по добыче металлической руды, привело к почти полному опустению юго-востока штата Нью Йорк. Местное население покинуло эти земли, а привезенные рабочие перебрались в другие места, туда, где была работа. Нынче ничто не напоминает того грандиозного накалa страстей и огромной стройки века, каким и была дамба в период строительства и первые годы после сдачи в эксплуатацию. 66-мильный акведук более не используется для подачи воды в город: он заменен на систему подземных труб с насосами,- и чище и безопаснее..
Я с трудом заметила поворот с шоссэ, куда мне настойчиво советовал свернуть навигатор.
Нынче это не туристический об'ект, и не место паломничества тысяч и тысяч зевак. В небольшом парке у подножия дамбы несколько семей расположились на пикник, да парочка велосипедистов вывернула с горных тропинок за то время, пока я обходила гигантскую дамбу, потом спускалась вниз в парк и снова возвращалась наверх, к своей машине.
Поразительно, какая тишина и умиротворенность царили в этом месте, а ведь совсем недавно здесь ломались жизни сотен людей, крушили породу, строили железную дорогу только для обеспечения нужд строительства гигантской дамбы, взрывали горы, чтобы добыть гранит и вырезать из него нужного размера огромные блоки, которые спускали для укладки в нужное место краном специально разработанным для этой цели!
Почти двадцать лет колоссальных работ с привлечением тысяч людей...
Там был почти что центр вселенной!
В годы засухи, когда уровень воды в водохранилище спадает, становятся видны скелеты оставленных фабрик, церквей и кое-каких домов, которые напоминают о бушевавших страстях и резких переменах в жизнях тех людей, которые оказались на пути этого огромного проекта.
Позже еще несколько дамб было построено на водоразделе рек Delaware и других речушек помельче с Catskill-ского горного массива для стабильного обеспечения водой Нью Йорка.
Каждый раз были судебные разбирательства о праве на такие действия, и каждый раз Верховный Суд США решал в пользу города-гиганта - там же миллионы людей. И им нужна вода...
Впечатляет!!!
ReplyDeleteМеня именно поразил контраст: 100 лет назад думали, что этот проект - величайшее достижение человечества, столько судеб затронул, столько всего перекроил сей гигантский проект, а сейчас толком никто и не знает о его существовании.
ReplyDeleteА дамба тихонько делает свое дело и поит многомиллионный город, которому по большому счету и дела нет, как вода попадает в каждый кран...
Потихоньку читаю ваш блог, а заодно и Панковых в Канаде:) Ну как-то нашла один, а потом заинтересовалась и вторым:)
ReplyDeleteВсе стеснялась, а теперь решила не стесняться, а пригласить вас, как автора, к нам на портал о путешествиях и приключениях. Кто лучше расскажет про Америку, если не ее обитатели? Будем рады видеть вас и ваши отчеты.
В случае положительного ответа - все возникающие вопросы вы можете задавать мне:) Связаться со мной можно по почте bz@travel-experience.ru
Для удобства публикаций у нас имеется относительно молодой форум, разделенный по частям света http://forum.travel-experience.ru/
Все интересные отчеты обязательно анонсируются на главной странице в разделе "фоторепортажи":)
С уважением, Никитина Оксана. Администратор портала www.travel-experience.ru
Оксана, спасибо за приглашение опубликовать фоторепортаж на вашем портале.
ReplyDeleteЯ не стремлюсь к известности. Если кому-то интересно читать мой блог, милости просим.
Но я работаю довольно далеко от дома, трачу много времени на дорогу, и свободное время ценю высоко.
Чтобы публиковаться на чьем-то портале, надо редактировать даже готовые тексты, чтобы попасть в струю и стиль заказчика, а это прежде всего время.