Сделаю-ка я перепост от matsea . Текст мне понравился:
Осуждение меньших братьев за обиженную русскую культуру приняло довольно таки систематический характер, и его интересно порассматривать. Обычно младшим братьям-предателям тычут в морду список русских гениев в диапозоне от Пушкина до Бродского. В списке обычно оказываются Толстой с Достоевским, иногда кто-то из поэтов серебряного века, иногда кто-то из композиторов – Чайковский там или Шостакович, иногда еще кто-нибудь из ученых – часто Ландау. Соответственно, список охватывает период около ста пятидесяти лет – Пушкин начал писать в начале 19го века, а Бродского вытряхнули из страны в конце 60х двадцатого.
Не то что бы до Пушкина в России прям уж вот не было никакой культуры. Самобытную культуру имеет каждый народ. Российская ограничена была в основном церковным доменом — как и в большинстве средневековых государств. Имелось весьма интересное зодчество, взявшее начало в Византии и занятно скрестившееся со шведским (Кижи) и азиатским (Храм Василия) способами постройки. Имелась иконопись – опять же в византийской традиции, но окрашенная своеобразным местным колоритом. Имелись летописи. Вне церкви имелись мелодии, былины и частушки – в общем, фольклор. Ну, все как у людей – где-то лучше, где-то хуже.
В 18м веке правительство создало запрос на свтскую культуру. Точнее, его создала одаренная и амбициозная немецкая принцесса София Августа Фредерика, которой пришлось выживать в дикой России. Она справилась с задачей и стала императрицей Екатериной Великой. И принялась делать из России Европу. С переменным успехом.
В ответ на запрос возникло предложение. Появилась поэзия и драматургия – Державин, Фонвизин. Появилась проза – Карамзин. Появились ученые – немецкие менторы учили русских юных талантов – вполне удачно. Таланты, вроде Михаил Васильича, менторов маловато ценили – ну да бог им судья. Таланты – они всегда немного неуправляемы. В общем, процесс пошел.
В 19м веке поляна зацвела. Появился Наше Все. А за ним и прочие. В конце 19го века мир поляну заметил и сказал «вау». По поводу некоторых толстоевских мир покачал даже головой – а у нас такого нет. В общем, европейские семена, брошенные в каменистую российскую почву, позволили вырастить весьма красивый и необычный сад.
В начале двадцатого века этот сад цвел полным цветом. В поэзии творилось настоящее буйство – Блок, Маяковский, Есенин, Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам, Хармс – поэты абсолютно разные, каждый уникален, каждый велик. В прозе все было не хуже – глянуть хоть бы на Бунина с Чеховым. Музыка не отставала – и Рахманинов тебе и Шостакович. Живопись перестала быть калькой с Европы и заиграла неповторимыми образами. В науке появились корифеи, вроде Павлова с Менделеевым – и они создавали большие школы.
Красиво, да?
Ну и все. Сто лет назад поляну зачистили.
Поэзия загнулась первой. Блок умер от голода, Мандельштам умер на зоне, Хармс в тюремной больнице, Маяковский, Есенин и Цветаева отправились в мир иной волевым решением, Пастернак с Ахматовой просто досидели тихо. Но у них были ученики – эти линии дали ростки в хрущевскую оттепель. Оттепель не задержалась. Ученик Пастернака при первых морозах благополучно скурвился, а ученика Ахматовой вышвырнули из страны. Заботливые янки окучили иноземное растение, так что Бродский и в Штатах творил весьма плодотворно. Но на этом и все.
Русская проза и драматургия задержались немногим дольше – Михаил Афанасьевич успел написать нам на радость свои великие романы, которые теперь по сто раз экранизируются. Великий Евгений Шварц подарил нам бессмертного Дракона. Опять же, на этом все.
Да нет, я знаю — и писали и пишут. Я в юности очень любила Юрия Трифонова, сейчас с удовольствием читаю Людмилу Улицкую. Но эта проза интересна только очень узкой группе людей. Татьяна Толстая весьма пронзительна, но по моему ей стало лень писать. Кто там еще? На меня глубокое впечатление производит Борис Акунин, как личность, но проза его... ОК, качественная.
Что ж, появился, новый фольклор, барды, рок - Высоцкий, Аквариум, Макаревич – лично я все это очень люблю. Но кто за пределами ниши? Это все интересно кому-то вне Россиии? Ах да – моим детям.
Наука умирала последней. Точнее, физика. Биологию убили в младенчестве – низкий поклон Трофим Денисычу. Химия сколько-то тянуласть на старой школе - Семенов как-никак. Но состарилась и тихо скончалась. А вот физику кормили – и физика жила. Однако ж в 90х физика вильнула хвостиком – и вся уплыла.
Все. Поляна чиста.
Так что не надо делать вид, что кто-то там зловредно и неразумно запирается от вашего сада. Никакого сада давно уже нет. Растили его не вы, поливали его не вы, и даже выжигали его и затаптывали тоже не вы. Остался пустырь, заросший бурьяном. И я не вижу никакого смысла в том, чтобы пропихивать соседям свой чертополох, навешивая на него фотки розовых кустов, которые когда-то на этом пустыре росли.
No comments:
Post a Comment