Вахту по приему гостей два дня подряд отстояли.
Молодежь уехала в свой Вермонт кататься на лыжах, а я сегодня отработала день, еле-еле дождавшись конца рабочего дня и уснула.
Так вот в Пейсах евреи сидят за столом и снова читают Агоду вслух, обязательно все по очереди, параграф за параграфом, чтобы это напоминало им важность быть свободным. Проспала 4 часа и пошла погулять, а то ведь вся моя шагательная статистика оказалась подпорченной: шаги-то я запросто нашагиваю, суетясь по хозяйству, причем я всегда имею как минимум 12,000-15,000 в день, а вот exercise ring закрывается только если ты шагаешь непрерывно 30 мин. Пока же я хозяйству кручусь, будь то во дворе или же в приготовлениях к празднику, я уматываюсь так, что вечером просто падаю от усталости, а этот самый exercise ring так и остается незавершенным - сплошное безобразие и Apple-вская недоработка…
На сей раз к нам должно было прийти в гости 15 человек, да нас самих шестеро, но одна семья с 4-мя детьми поменяли свои планы - к ним приехала бабушка из Израиля со своим boyfriend-ом, воинствующим атеистом, который против празднования каких-либо еврейских праздников, так что они все остались дома :-)
Ну а мы все равно наготовили всего много. Я успела вспомнить и сфотографировать хотя бы приготовленный накрытый стол, закуски да салаты, ну и гефильтефиш (а как же?!), а уж про горячее и позабыла.
Аня делала традиционный для европейских евреев brisket, на гарнир sweet potatoes двух сортов. На десерт опять же Аня пекла торт и делала мацу в шоколаде с орехами - это отдельная песнь погружения целого квадратного куска мацы в горячий шоколад и просыпания орехами…
Джейсон работал и не брал отпускных на праздник.
Даниэль нарезал индюшатину тоненькими slices (у нас есть электрический slicer, но я не люблю его потом отмывать: режешь на нем 2 минуты, потом 20 минут моешь, да пока он высушится, половину counter-a занимает…), а Даниэль любит этим заниматься.
Еще он у нас спец по guacamole - это мексиканское блюдо - паста из авокадо с помидорами, луком, зеленью, sesame seed oil и всяческих приправ. Даниэль постоянно экспериментирует на разных добавках к нему, и у него получается великолепно. Дети обожают все, что Даниэль готовит :-)
Я на сей раз включила в наше меню интересное блюдо из цветной капусты под пикантным соусом из ананасного сока с паприкой, луком и острым перцем - готовится очень просто, получается вкусно и к тому же интересно, потому что необычно. Еще несколько салатиков, да традиционные израильские «хамуцим», оливки, маринованные огурчики - голодным никто не ушел.
Весь Седер Пейсах - это трапеза, а не просто обжираловка. У разных общих она занимает разное время, но основа основ этой трапезы это чтение Агоды, истории того, как Господь вывел еврейский народ из египетского рабства, и каждый еврей должен в своей жизни помнить и применять этот опыт исхода их своего личного рабства - ведь человек легко поддается порабощению взамен на полученное жилье и пищу и терпит бесчисленные унижения из-за боязни поменять что-то в своей жизни. Неизвестность пугает, а борьба за нечто лучшее - это удел только сильных духом…
Перемен большинство людей страшится: как бы не стало еще хуже.
Самый маленький ребенок имеет свою роль в этом чтении: он поёт песню, в которой он вопрошает «А чем этот вечер отличается от всех других вечеров в году?», а взрослые ему отвечают, что мы едим мацу, потому что Господь снизошел и повел всех прочь из Египта, и не было у евреев времени никаких припасов с собой взять и ни дождаться, когда хлеб на дрожжах подойдет. Они смешивали муку с водой и намазывали это месиво на горячие камни в пустыне. Так и получалась маца.
На столе ставится специальное блюдо, а на нем должно 6 разных продуктов, и об’ясняется, почему именно эти, а не другие продукты едят в Пейсах.
Яйцо, запеченное на огне, символизирует цикличность жизни.
Горькую зелень едим, чтобы помнить о той горькой доле, которая была у евреев в Египте.
Харосет, смесь яблочного пюре, орехов, изюма, фиников, фиг и сладкого вина изображает глину, из которой евреи строили пирамиды и дома египтянам.
Карпас, обычно сельдерей, это про надежду на лучшую жизнь. Его обмакивают в соленую воду (слёзы евреев от невыносимой жизни), прежде чем откусывать и есть.
Почему на пейсаховком блюде баранья косточка? А египтяне порешили убить всех младенцев-мальчиков у евреев, чтобы они не плодились-множились. Господь велел евреям взять баранью кровь и намазать ею на своих воротах, чтобы он не тронул евреев, а казнил египтян.
Сначала Господь попросил миром фараона отпустить свой народ, но тот был глух (точно так же, как и крошка пу сейчас)
Тогда он наслал 10 напастей, одну за другой на египтян (собственно это не просто 10 случайно перечисленных кар, оказывается, за каждым из них стоит египетский бог, ведь египтяне были язычниками. У них был бог Нила, бог Солнца и т.д. Их имена в ивритском переводе и олицетворяют именно эти 10 напастей. Таким образом, когда еврейский бог поразил каждого из этих языческих 10 божеств, он продемонстрировал свою силу и повел свой народ в землю Израиля, рассек море, а когда преследовавшие евреев египтяне вступили в образовавшийся проход, он сомкнул над ними море и погубил их.
Вот такая история еврейского эксодуса, исхода из Египта.
Дай бог, чтобы и у украинцев появилась своя история выхода из совковского рабства, которую они будут читать своим детям спустя годы….
В общем, светские евреи в Израиле, да и не только там, а и в Америке тоже, быстренько прочитывают Агаду, кто за 20 мин, кто за час и начинают есть. Харидим (ортодоксы) читают все, ничего не опуская, и на это уходит часа 4, если не 5. А сидят за столом и стар и млад. Чтобы они все это выдержали, каждому на стул под спину кладут подушечку, а в оригинале за столом не сидели, а возлежали.
Где мы находим себя в этом диапазоне читателей?
Конечно же где-то посередине, вернее ближе к левой стороне - там, где чтение все же покороче, но все же не скороговоркой, и тоже с удобными подушечками на стульях :-)
Так как наши дети ходят в обычную, а не еврейскую школу, Аня старается дать дома хоть какое-то еврейское образование: она разговаривает в детьми с их рождения только на иврите, научила их читать, к каждому еврейскому празднику она читает с ними про праздник, они делают поделки по теме, украшают дом, а потом мы обязательно приглашаем израильтян с детьми праздновать с нами вместе.
Дафна каждый день делает очередной урок Duo-lingo на иврите, и уже неплохо говорит и читает на простом иврите.
Когда мы приглашаем гостей, многие из них иврита не знают, и если прочесть Агоду на иврите, народ не выдерживает, и засыпает, хотя и книжечки напечатаны одна страница на иврите, а соседняя по-английски. Поэтому мы, когда доходит очередь читать Ане, Даниэлю и мне, мы стараемся прочесть свой кусок на иврите (для детей), а перевод люди сами могут прочесть слева на странице, а они читают по-английски. Потом мы дружно и весело поем песни на иврите (обычно только 3 штуки) - мелодия красивая, да и детям нравится, а гостям развлечение.
Мы опускаем многие толкования, но все равно Даниэль обязательно рассказывает что-то интересное, что он вычитал, готовясь к Пейсаху.
Трапеза - это всегда обсуждения, разговор на тему, а не просто поглощение еды.
Ну и что имеем в результате?
Садимся за стол не раньше 8 вечера, а народ разошелся после полуночи, к часу ночи…
Пока я посудомойку загрузила, красивую пасхальную посуду (которой пользуются только в Пейсах ) перемыла и убрала, уж и почти 2 часа утра.
Назавтра я взяла отпускной день - во-первых праздник, а во-вторых снова много приготовлений, хотя и не таких массивных…
Родители Джейсона приехали из Массачусетса, остановились в отеле в нашем городке, но на обед все равно пришли к нам. Мы уже едим на дворе - погода прелестная, все вокруг цветёт-благоухает.
Меню другое, новые салаты, на сей раз тушенная баранья нога и запеченные маринованные куриные крылышки, другие овощи, другой торт, другие сласти - но всего уже поменьше, потому что гостей мало,а Даниэль вообще ушел к другим людям на второй день Седера - его пригласили знакомые. Так что мы по укороченному варианту прошлись, Аня вела весь Седер.
Меню другое, новые салаты, на сей раз тушенная баранья нога и запеченные маринованные куриные крылышки, другие овощи, другой торт, другие сласти - но всего уже поменьше, потому что гостей мало,а Даниэль вообще ушел к другим людям на второй день Седера - его пригласили знакомые. Так что мы по укороченному варианту прошлись, Аня вела весь Седер.
Белоснежную пасхальную скатерть в первый день праздника облили красным вином, так что пришлось достать другую скатерть. Но и белую я отстирала, залив уксусом винное пятно :-)
Так что в целом праздник прошел прекрасно.
Возвращаемся в рутину…
Замечательный праздник. Раньше как-то не задумывался о смысловом содержании Песаха. Почему-то думал, что жто аналог христианской Пасхи. Вот только благодаря тебе, Ира, внезапно открыл для себя прекрасное: как же это гениально было придумано: возвести свободу (в том числе и личную), - в религию. И сделать для понимания и осознания цены и законов этой свободы целый ритуал-праздник.
ReplyDeleteДа, Я раньше использовал некоторые известные мне еврейские истории для "образного" объяснения более молодым своим "революционерам" сложных понятий. Например, когда объяснял, что свободное общество создаётся только из людей, рождённых свободными. Ведь Моисей не сдуру водил 40 лет евреев по пустыне, не потому что заблудился, - ждал пока сменится поколения рождённых в рабстве и рождённых от рабов - на рождённых свободными. Так и Украине придётся ожидать, пока уйдёт поколение "совковых", их детей (воспитанных "совковыми"), ну а третье поколение можно считать качественно боле-менее свободным. Правда, сейчас психически поломанный мир угрожает нам глобальным цифровым рабством и новым "бесполым социализмом с человеческим лицом". И даже если у тебя есть "свой народ", куда ты его уведёшь - даже пустыни теперь под контролем. На Марс? :)))
Так что пока в статусе "всё сложно" :).
Возьму теперь на вооружение: "Агада не читается за 20 минут" для укоризны "быстросделателям" :))
В очередной раз задумался о роли традиций и смысле их соблюдений, а также как евреям удаётся так долго сохранять свою идентичность, где бы они ни были. Втом числе, - и о приложении усилий для воспитания и обучения правильному мышлению новых поколений.
Насчет 40 лет блуждания по пустыне и как результат поколения, выросшие в свободе, согласна на все 100%. Я много обсуждала со своими детьми и совок, и то, как социализм уродует людей, но и при том, что они все читали много литературы о периоде после 1917, все равно они не осознают до конца весь каждодневный ужас бытия в стране, живущей по законам этой диктатуры. Они уже свободные люди, и их восприятие действительности идет через эту призму. А традиции - это квинтэссенция сохранения народа. Не было бы ортодоксов с их фанатичным соблюдением законов, не осталось бы еврейского народа. Сколько других народов бесследно исчезли? Сколько растворилось в тех, кто их захватил и поработил?! Где тот же египетский народ сейчас? Свобода - это то, что дает смысл жизни отдельному индивиду общества. Слепое подчинение убивает не только инициативу, оно тормозит развитие личности и , как результат, приводит к деградации всего общества. Заметь, ни у русских писателей огромной величины, и ни у всего русского общества, значение свободы никогда не обсуждалось и не подчеркивалась ее важность. Наоборот любую инициативу (даже какое-то новаторское изобретение, улучшающее производство) всегда травили, и в лучшем случае просто высмеивали. А воспитывать детей самим, давать им образование о другой культуре и традициях - это очень тяжелый и кропотливый труд, и работающим родителям непосильный. Мы можем дать детям только крупицы, задатки, возбудить интерес… Хотя вспомни Лесю Украинку - она получила домашнее образование. Ирина
DeleteВот, кстати, ещё одна хорошая и полезная семейная традиция - что-то обсуждать с детьми, а не только навязывать им свою волю :) Развивает мышление.
ReplyDelete