Tuesday, June 08, 2021

Выставка Алис Нил в Metropolitan

Про выставку сложное такое впечатление, хотя и вообще про ситуацию в стране можно сказать то же самое. Почему я вдруг и про страну вспомнила, а вот ходила по залам и думала, что такую выставку сейчас именно и организовал Музей, что она на злобу дня.
А что нас тут всех волнует? А на кого бы ещё обидеться? Кого засудить? Кого обвинить в своих проблемах? Кого вычеркнуть из истории, растоптать, а кого превознести до небес? И кого ещё чем можно шокировать? Итак, Alice Neel, “People Come First”.
Феминистка-активистка, всю свою жизнь активно поддерживающая коммунистическое движение Америки, все акции протеста самых левых экстремистов,

написавшая портреты практически всех лидеров этих движений своего времени , претендующая на пальму первенства художницы, пишущей откровенную эротику, в которой ранее были замечены только художники-мужчины.
Прошу любить и жаловать. 
На выставке было представлено очень много ее полотен, несколько залов. По количеству работ одного автора это, пожалуй, самая большая выставка из тех, на которых я была.
Годы жизни Алис 1900-1984. Она родилась в семье бухгалтера в Пенсильвании, в те времена у женщин не было особого выбора в самовыражении.
Алис после школы начала работать служащей, а по вечерам ходила на уроки рисования. Поступила в Philadelphia School of Design for Women, познакомилась с кубинским художником-авангардистом из состоятельной семьи Carlos Enríquez Gómez,
они поженились и поехали на Кубу, учение она конечно же оставила. На Кубе они много времени проводили в жарких дискуссиях с местными интеллектуалами и художниками. В моде тогда было поддерживать борьбу против социальной несправедливости.
Супруг Алис не имел художественного образования, закончив один-два курса летней школы живописи, но ему нравилось рисовать, а родители хотели, чтобы он получил образование и работал в финансах.
Проведя около года на Кубе, пара вернулась в NYC, тут родилась у них дочь, которая умерла от дифтерии, не дожив и одного года. Практически сразу Алис забеременела и родила вторую дочь, Елизабет. Недостаток денег, жаркие политические споры, метания в выборе жанра, всевозможные бунты против всего на свете быстро привели к распаду их семьи.
Собственно, ее супруг сбежал от неё, забрав ребёнка, вернулся на Кубу и впоследствии развивал там modern primitivism, основанный на воспевании простых креольских людей, ставши признанным кубинским художником впоследствии.

Алис тяжело переживала обман мужа и потерю ребёнка.  

В результате ее поместили в психиатрическую лечебницу. Через год выписали, она жила в страшной нищете, рисовала бедняков-соседей, которые позировали пару часов для неё бесплатно,
в это время ее творчества у неё было много street art, натюрмортов, но больше всего она рисовала портреты людей. Если приглядеться, то она выписывала лицо, обычно с ярко-выраженной эмоцией,
а все остальное в портрете не прорисовано вообще. Самое слабое в ее портретах это руки. Приглядитесь, с выбором позы тоже нет разнообразия: на многих портретах натурщик сидит в том же кресле, положивши ногу на ногу.
Но чего вы хотите? Если Сальвадор Дали и Пабло Пикассо были прекрасными рисовальщиками, и масса их работ демонстрируют это, а рисовали они всяческие непонятки ибо за это платили огромные деньги, и чем непонятнее они писали, тем им больше и платили,
а владельцы их полотен похвалялись, какие же они ценители современного искусства, и как они видят на этих произведениях то, чего другим не доступно. Мода такая была, что поделать?! :-)

А к этому движению примкнули тысячи и тысячи недоучек и они дружной толпой старались наваять такое, до чего другие не додумались, и быстренько стянули все искусство назад к примитивизму и наскальным росписям.

Но это исключительно мои измышления - а весь искусствоведческий бомонд твердит как раз наоборот: искусство ныне в полном своём расцвете сил и лет.

Наша же ньюйоркская художница меж тем участвовала во всяких акциях протеста, ибо началась Great Depression, заказов не было, государственные проекты для людей искусства давали гроши, и социальная несправедливость в ее конкретной жизни придавливала ее вполне реально.
У неё были бесчисленные любовники, от двоих она родила двух сыновей. Студии у неё никогда не было, ее мастерская всегда была в комнате, где она и жила с детьми.
Один из ее любовников- наркоман однажды в порыве бешенства сжёг сотни ее работ. Ее супруг делал попытки воссоединиться, но в конце концов они не сошлись, но и никогда не разошлись официально.

Алис видела свою дочь два раза в своей жизни, нарисовала ее портрет обнаженной в 10-ти летнем возрасте.

Тема материнства и обнаженной женской натуры в творчестве

Алис проходит несколько гротескно. У художников 20-го века мы вряд ли найдём поиск путей изображения идеального тела человека.
Две ли мировые войны прошлого столетия, острые проблемы в обществе разных стран, надломленность ли психики людей в развитом индустриальном обществе, так или иначе, но живопись этого периода это всегда надлом, хаос, вопль и дисгармония.

В последние 20 лет и того хуже - цель искусства сузилась в одну точку: шокировать, громить идеалы, уничтожать каноны и топить все в мрачном свете.

У Алис женская тема и отдельно тема материнства нашла себя в изображении не просто женщины и ребёнка, а в основном беременных натурщиц, но все работы этого типа на выставке сплошь гротеск.
Нет здесь оды Ренессанса божественности женщины, дающей начало новой жизни. Здесь все сплошь надлом и диссонанс. И воюющий феминизм.

Алис писала очень много портретов своих приятелей и знакомых нетрадиционной половой ориентации, один из таких портретов и представлен на визитной карточке выставки. Все, что каким-то образом разбивало норму, ее притягивало.
Нынче у нас если у тебя нормальная ориентация, то с тобой явно не все в порядке - то бишь нормы общества резко сместились в сторону всех нетрадиционных, небелых, непрофессионалов и т.д и т.п.


Может именно поэтому и организована выставка именно работ Алис Ниил, хотя наверняка были и другие талантливые американские художники в 20-м веке...

В каждом зале выставки на больших стендах расписано, кто и почему изображён,

какие идеи отстаивал, за что сражался и что норовил порушить в обществе того времени, когда он жил. Расписаны и об’яснения почему и отчего Алис рисовала именно так обнаженную натуру, а не эдак, почему в таких тонах и красках, и прочее.
И почему это считается достижением искусства. (А король-то голый... а может и нет, зато я отсталая) Смотрите сами. Я вам тут поместила малую толику картинок с выставки. Ну и заинтересованные всегда могут продолжить изучать творчество художницы, погуглив на “images Alice Neel”

Мы ходили с Аней поодиночке и вместе, обсудили, что это замечательно, что человек может свободно высказываться и выражать себя в творчестве, что вот ведь эта женщина нашла себя, смогла выразить себя в самых разных проявлениях. Да, она была талантлива, ее работы передают эмоциональное состояние натурщиков. Да.

Это одна из целей творчества. Но мы с превеликим удовольствием покинули выставку, хотя и отстояли длинную очередь, чтобы на неё попасть(!), перешли в залы европейской живописи и очень долго бродили там. Именно там и насладились. И нам вдруг пришло в голову, что именно эти-то художники потратили годы и годы на учебу, они не поленились изучать и строение скелета, и мышц, и поэтому-то фигуры на их полотнах не изображены уродливо, не дорисованными или искаженными в пропорциях, под каким бы углом зрения ни отобразил их художник.
Нет, они не намалевали тысячи полотен за один присест, удовлетворившись, что есть какая-то эмоция на полотне, и этого достаточно, чтобы провозгласить работу завершённой, у них были и идеалы, и философия, и мораль, и сюжет, и мне это, черт возьми, по душе. И до меня вдруг дошло, что глаз отдыхает, не находя больше искажения пропорций, ему приятно созерцать гармонию. 

Я понимаю, что это не в ногу со временем. Что даже Metropolitan музей теперь отходит от этого прекрасного мира искусства, и теперь что ни выставка, то в угоду политкорректности и на злобу дня, но что поделать. Такова жизнь. Эти процессы мне  не под силу ни остановить и ни развернуть...


10 comments:

  1. Спасибо, Ирина, посмотрела и прочитала с интересом. Полностью согласна в отношении большей части современного искусства - "король-то голый". Наверно, все это имеет право на существование, но в целом производит грустное впечатление. По идее должно наверно было показать какую-то реальность, которую видела художница, но это надломленная реальность, трагическая какая-то. Мне кажется, искусство должно будить лучшие чувства в человеке, а не погружать в тоску. Вместо того, чтобы искать, находить и показывать людям новые грани прекрасного, многие современные художники соревнуются в том, как бы еще выделиться в худшем. И показывают только свои не лучшие качества, такие, например, как плохое знание анатомии, потакание собственным капризам, невежеству толпы и дурному вкусу.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Своё видение мира есть у каждого, и кто как может делится им с другими. Я вряд ли буду участвовать в дискуссии, имеет ли то или это вИдение мира право на существование. Для меня достаточно того, что если это видение мира не покушается на жизни других людей, то пусть себе человек и самовыражается.
      А я себе уж разберусь, нравится он мне или нет.
      Все мы люди - существа стадные, легко поддаёмся на навязывание мнений. Просто мне кажется, что последняя сотня лет в искусстве это все же отнюдь не прогресс :-)
      Я не призываю приукрашивать и только писать прекрасное. Жизнь в основном полна трагедий и грязи, но как-то все же прекрасное продолжает соседствовать с уродством. В искусстве же почему-то народ сфокусировался только на искаженном, мрачном, бессмысленном и уродливом...
      Но кто я такой, чтобы подводить черту?!

      Delete
  2. Выставка, действительно, любопытная. Но реально сильного впечатления на меня она не произвела.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я знала об этой художнице, но не была близко знакома с ее творчеством. Посетить выставку после долгого карантина само по себе интересное событие.

      Delete
    2. Ира,
      посещение виставки после карантина, ну вот разве что...)
      Грустное и непонятное послевкусие.
      То ли дело Рубенс. У него даже Сенека со вкрытыми венами, прекрасен.
      Эх...

      Delete
    3. Вот знаешь, сама по себе выставка меня не особо загнала в грусть. Дело в том, что в Нью Йорке хватает музей и галерей с выставками подобных работ, это и МОМА, Museum of Modern Art, и Whitney Museum of American Art, и Guggenheim Museum, и ещё масса музейчиков поменьше. Я в своё время просто регулярно посещала их всех, чтобы понять и самой составить себе мнение и о музее, и о его направлении, и о коллекции, и о выставках.
      Грустно то, что Metropolitan стоял всегда особняком, никогда не спускался на этот уровень. Тут же я думаю, затравили их, а может они и сами выкинули белый флаг, в нас нынче все шиворот-навыворот. Не хочу вдаваться в подробности, думаю, и у вас в Европе есть похожие веяния в обществе...

      Delete
  3. Ира, из тебя шикарный искусствовед! Какой анализ! Очень интересно и посмотреть и прочесть твои комментарии. Спасибо, дорогая.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Хилола, какой я тебе искусствовед?! Так, сходила на выставку и просто поделилась своими впечатлениями. На свете целые армии образованных искусствоведов...

      Delete
    2. Да, эта армия несёт такую нудную тягомотину! А у тебя так живо, образно. Хотя, есть и знатоки похлеще https://www.youtube.com/watch?v=NNzMjrJQKsc

      Delete
    3. Слушай, ну разве что сравнить меня с мистером Бином-искусствоведом!!!
      :-)))

      Delete