Thursday, May 26, 2016

Ирландский голодомор

Хочу вас познакомить с интересным блогом Андрея Антоновского.
Я часто прохожу мимо одного мемориального комплексa, но до тех пор, пока не прочла рассказ Андрея, толком ничего не знала. Подошла, почитала о нем, но там почти ничего не было рассказано, за душу не затрагивало, потому и я быстро забыла.
История потрясающая. Делюсь с вами.  Я когда еду куда-то путешествовать, всегда перечитываю его посты, если он напиcал об этих местах.

Мемориал ирландскому голодомору в Нью-Йорке вписан между двумя жилыми домами.
Камни, землю и растения для него натурально привезли из самой Ирландии. На этом участке воссоздан пейзаж нищей ирландской деревни, какой она была в 1846 годы. Хилым штакетником слева (можно разглядеть, если хорошо присмотреться) отгорожены два небольших поля. Кто знает, может быть летом там на самом деле выращивают картошку. Для аутентичности. Вид у этих участков типично как у совковских шести соток, и размер такой же. А прямо посредине насыпан холм. Под холм можно зайти с противоположной стороны, и тогда по туннелю, выложенному ирландским известняком, на стенах которого высечены разные изречения по теме, можно выйти на тропинку, поднимающуюся на вершину холма.
Там находится полуразрушенная хижина, древние могилы, останки каменного сарая. Среди этих печальных развалин можно немного побродить, воображая себя нищим ирландским крестьянином и не заморачиваясь тем, что в десяти метрах шумит главный город мира.
Размер участка ровно четверть акра. Этот размер выбран в память о людоедском английском законе, по которому любой ирландец, имеющий участок большей площади, считался богатым и не заслуживал никакой помощи от правительства. Типа совковского максимума в шесть квадратных метров на человека в квартире.
За годы голода в гавань Нью-Йорка прибыло 650 тысяч ирландцев. Население города до этого нашествия составляло 372 тысячи человек. Понятно, что тут творилось. Вот это “понаехали” по-настоящему.
Первый впечатляющий памятник ирландскому голодомору 1845-1849 годов я увидел в Филадельфии несколько лет назад, и тогда же впервые узнал об этой истории. Монумент, состоящий из 35 фигур, как бы развивает события голодомора от самого начала до эмигрантского исхода ирландцев из своей страны. У правой кромки бронзовая женщина копает картошку, а мальчик, с очевидностью ее сын, с изумлением и страхом смотрит на результат труда. Там не было никакого результата: урожай погиб на корню, зараженный невиданным прежде картофельным грибком фитофторой.
На снимке Торонто, Irish Park на берегу озера Онтарио. На этой верфи разгружали живых, полумертвых и мертвых ирландских эмигрантов. Каждый пятый умирал от тифа.
Я мог бы приложить еще фотографии мемориалов из Нью-Йорка, Лондона, Кингстона (Онтарио), Баффало, Монреаля, Квебек-сити - это только те места, в которых я лично побывал и по незнанию прошел мимо соответствующих отметок городского пейзажа. В 29 городах мира, включая, разумеется, Дублин, стоят памятные знаки об этом событии в истории.
Ан Горта Мор - так, очень похоже на наш язык, звучит это слово по-ирландски. Великий Голодомор, случившийся в 1845-1849 годах, опустошил население Ирландии на треть. От миллиона до полутора миллионов умерло, еще не меньше миллиона эмигрировало, причем из этого миллиона 15-20% эмигрантов умерло по дороге. Это одна из самых значимых трагедий в Европе XIX века. Как это все произошло?
Католическая Ирландия - задворки протестантской английской империи того времени. Процессы в Австралии и Индии волновали англичан куда больше того, что происходило на ближайшем острове. Формально страна называлась Соединенное Королевство Англии, Шотландии и Ирландии, но фактически последняя часть в сознании англичан выпадала из формулы.
 Земля Ирландии была поделена между ленд-лордами, многие из которых жили постоянно в Лондоне. Их землями распоряжались управляющие на местах. Эффективность управления определялась тем, сколько денег мог управляющий выжать из арендаторов. Владения ленд-лордов были поистине огромными, доходившими до сотен квадратных километров. Весь доход от земель шел в метрополию, и это были миллионы, по нынешним деньгам миллиарды фунтов. Поскольку хозяйство было натуральным, плата за аренду земли бралась натурой, чаще всего живностью или бесплатным трудом на животноводческих фермах. Все, что ирландские крестьяне выращивали, пароходами отправлялось в Кардифф и Лондон. Лучшие земли в Ирландии были отданы под пастбища. Британцы традиционно любили мясо. Ирландцам доставалась пустая картошка. Только ею они и питались. На крошечных наделах было невозможно вырастить ничего другого.
 Население Ирландии в 1841 году составляло около 8 миллионов человек. За исключением небольшой части городского населения, это были беднейшие крестьяне, жившие на клочках арендованной земли и с нее кормившиеся. 2/3 людей жили ниже уровня тогдашней бедности. Система была устроена так, что в любой момент их могли прогнать либо за неуплату (что случалось очень часто), либо потому что ленд-лорд решал перепрофилировать свои земли, например, под животноводство. В Англии давно уже произошла индустриальная революция, а в Ирландии по-прежнему копали картошку вручную. У меня, кстати, есть неплохой личный опыт этого процесса.  До 1996 года я владел домом и земельным наделом в забытой богом деревне на юге Псковской области. Я пишу эти строчки и вспоминаю соседа Семеныча, кричащего коню "Но! пошел! бороздой, бля!". Я обладаю редким в наши дни умением сажать картошку с помощью лошади и плуга. Почти как ирландский крестьянин позапрошлого века, только у них и с лошадьми было, наверное, не очень. Так что мне это все очень понятно.
Нельзя сказать, что ирландцы были вовсе незнакомы с голодом до 1845 года. Каждый, кто выращивал картошку в нормальных продовольственно значимых масштабах, а не просто так для развлечения, знает, насколько это капризный и нестабильный овощ. Неурожай картошки, как и урожай, зависит бог знает от чего. Но при нормальном течении событий неурожайный год обычно сменяется урожайным, поэтому тут главное перезимовать. Все изменилось с появлением фитофторы, которую завезли в Европу в 1844 году, скорее всего, из Америки. Этот грибок не погибает за зиму. Удивительная болезнь была обнаружена летом 1845 года и вызвала тревогу. Тревога сменилась паникой, когда обнаружился недобор 50% урожая. Политики начали митинговать в парламентах всех уровней, но вы же знаете как небыстро все происходит даже сейчас. Королевство соединенное, правильно? Значит, импортные пошлины общие. Снижение цен на продовольствие было возможно только за счет снижения пошлин, а против этого выступало аграрное лобби основного острова. Ленд-лорды меж тем и не подумали входить в положение арендаторов. В самые голодные месяцы из Дублина успешно отплывали пароходы с провизией. Попытки же залатать продуктовую дыру на государственном уровне неизбежно оканчивались пшиком. Ирландия была предоставлена сама себе. Дублинские власти посылали в Лондон делегации с мольбами о помощи. Интеллигенты просили дать местным властям больше самостоятельности, чтобы иметь возможность хоть как-то регулировать ситуацию. Но все усилия пропадали даром, потому что они рассматривались как угрозы существующему порядку.
Потом был 1846 год, и снова крестьяне посадили картошку, уже зараженную грибком. Выкопали четверть от посаженного. Народ ломанулся в Дублин на бессмысленные общественные работы, на которых платили гроши. Как обычно бывает, у бедных людей было много детей. Дети умирали в первую очередь. Там была масса безумных моментов. Так, турецкий султан, придя в ужас от масштабов бедствия, снарядил три корабля с едой в помощь ирландцам. Королевский флот установил блокаду побережья специально, чтобы эти корабли не могли разгрузиться, поскольку Англия была в напряженных отношениях с Турцией, и принять подачку от врага было непозволительно с политической точки зрения. Турецкие моряки прорвались сквозь блокаду и бросили корабли в гавани, потому что иначе разгрузить их было невозможно. Или правительство на сто тысяч фунтов закупило пароход с кукурузой из Индии. Кукуруза оказалась несъедобной. Деньги потратили, бюджет распилили, все остались при деле. О чем еще говорить, если главный чиновник, наблюдавший за распределением правительственной помощи, писал, что "несчастье было послано ирландцам свыше, чтобы преподать им хороший урок"? Правительство верило в теорию свободного рынка, который должен был заставить бездельников работать. Поэтому в помощи отказывали всем, кто имел землю. Тот факт, что весь урожай, собранный с этой земли, шел в уплату за аренду, в расчет не брался. Чтобы получить помощь, люди отдавали землю со своими лачугами просто так, за справку. Но помощь была фактически одноразовой. Кроме этого, должников выгоняли из их домов с помощью вооруженной полиции. Люди оставались без жилья, без еды, без одежды. Толпы умирали прямо на дорогах, ведущих в Дублин.
В 1848 году к голоду прибавилась холера, а потом тиф. Начался исход. Люди штурмовали корабли, чтобы выбраться из западни. Давно списанные посудины называли "плавучими гробами", многие разваливались и тонули на пути в Америку и Австралию. Владельцы лоханок неплохо нажились на этих перевозках. Впервые в истории человечества возникло слово "диаспора".
Нельзя сказать, что эмигрантов очень ждали на этом берегу. Америке нужны были успешные энергичные люди, а прибывали больные полутрупы, непригодные к созидательной деятельности. На местах разгрузки "плавучих гробов" срочно сооружали тифозные бараки типа тюрем, в которых людей мариновали, пока они или умирали, или выздоравливали. На заднем плане снимка, сделанного в Торонто, видна каменная стена в форме корабля с сотнями фамилий тех, кто умер, так и не выйдя из барака в город. Я почитал немного отрывки из торонтовских газет 1847-49 годов. В это невозможно поверить, сегодняшний многомилионный мегаполис насчитывал тогда всего 20000 жителей. За три месяца в город прибыло 38600 умирающих ирландцев, из которых сразу скончалось 1100 человек. Их негде и некому было хоронить. Это была гуманитарная катастрофа районного масштаба.
Бостонский мемориал целиком.
Видно, что он состоит из двух скульптурных групп, скажем, успешной и не очень. Современная американская историография слащаво обходит неполиткорректные моменты ирландской высадки. В официальных комментариях к памятнику написано, что вторая группа - это современные ирландцы, преуспевшие в стране обетованной, и они как бы оглядываются назад на своих несчастных предков. Я вижу это иначе. Вторая группа - это благополучные коренные бостонцы, брезгливо отворачивающиеся от завшивленных голодных живых скелетов. Что делают люди, лишенные средств к существованию, одни в чужой стране, без языка и с единственным навыком к копанию картошки? Они организовывают гетто. И банды. С приходом ирландцев преступность во всех американских мегаполисах скакнула в разы. Приличные люди не желали такого соседства. Тоже мне, понаехали тут. Кстати, я не стал бы их слишком осуждать.
Всего за год в Бостоне ирландское население выросло с 30 до 100 тысяч человек. На домах и конторах многих бостонцев появилась надпись "ирландцам за работой не обращаться", рядом со знаками "no dogs allowed". Ирландцев брали только на самую грязную работу и давали презрительные клички типа "пэдди" и "бадди". Крупные картофелины стали называть "сиськами", намекая на истощенных ирландских женщин. Они были непригодны даже для роли проституток. Помимо дистрофии, огромное количество женщин сошло с ума от лишений и голода, и даже через 50 лет в бостонских домах умалишенных основное число больных составляли жертвы голодомора и их потомки. Ирландцы были любимой темой бостонских карикатуристов. Их изображали как недоумков, пьяниц, воришек, сумасшедших.
Поэтому этот филадельфийский мемориал, на котором люди с просветленными лицами сходят с корабля, а абориген в шляпе приветствует их радостным жестом, не вполне адекватно отражает подлинную историю. Но есть и современные факты. Историческая мельница неплохо мелет.  44 миллиона человек в Северной Америке называют себя потомками ирландцев. Самое громкое имя среди них - это Джон Кеннеди. 29 американских президентов, включая Рейгана, Бушей и Обаму (и вообще все последние президенты, начиная с Трумэна) имеют в своей родословной ирландские корни. Люди ирландского происхождения очень сильны в американской политике. Их много среди депутатов всех уровней и мэров городов. Поэтому и появляются новые мемориалы голодомору: все три, которые я здесь показал, открылись всего несколько лет назад.
Многие современные ирландцы требуют признать Голодомор геноцидом. Я бы не стал ставить вопрос так хлестко. Геноцид, согласно определению, - это сознательное уничтожение, целиком или частично, значительной группы людей по национальному, расовому, религиозному или этническому признаку. В истории ирландского голодомора наличествуют все компоненты геноцида, кроме самого главного: слова "сознательный". Причинами несчастья, с общепринятой точки зрения, являлись жадность, глупость, неправильное государственное управление. Говоря известными словами, "это больше, чем преступление: это ошибка". Тем не менее, вопрос о геноциде поднимается постоянно и звучит все громче. Например, законодательное собрание штата Нью-Джерси постановило считать ирландский голодомор "геноцидом второго уровня". Определение, прямо скажем, отдает двусмысленностью.
В самой Англии, естественно, не слишком любят привлекать внимание к этим событиям. Там стоит лишь один большой мемориал в Ливерпуле, и есть еще два памятника поменьше. Больше всего мемориалов в Ирландии и США.
А на том месте на реке Делавер, где когда-то разгружались баржи с ирландскими иммигрантами, прибывающими в Филадельфию, теперь построен открытый театр.
 Сходите по линку, там больше фото

9 comments:

  1. Ирина, спасибо за наводку!
    По поводу "картофельного голода" в Ирландии читала. В принципе, это и послужило основным толчком для эмиграции в Штаты и Великобританию. Но, вот что такой размах и такой пофигизм со стороны властей, даже представить не могла.( Сволочи люди.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Это ужасно. Я только понаслышке где-то как-то читала, но масштаба трагедии даже и вообразить не могла. В американских школах эту тему тоже также тактично обходят, вроде она и есть по истории, да толком ни о ней и не говорят, один этот пост просто перевернул моё представление о тех страшных годах в жизнях так многих людей...

      Delete
  2. Мороз по коже от таких исторических фактов. И от отношения к людям.

    ReplyDelete
    Replies
    1. С другой стороны вот посмотри, Оля, открыли границы, приняли столько беженцев из мусульманских стран, и оглянусь, что же они творят в благодарность?!

      Delete
    2. Вот скажу немного по поводу беженцев.
      У нас в городе их около 1000 человек, Балканы - 100% депортация. В центр не суются от слова вообще, не видно и не слышно, по слухам, боятся молодежи, категорично настроеной.
      Это по Бамбергу, а народ у нас консервативен, католически настроен и традиции чтущ.
      По Хемнитцу (Саксония), поджеги общажитий и многочисленные стычки, дело обыденное, со слов очевидцев непосредственно.

      Delete
    3. Да я не только про беженцев. Про отношение англичан к ирландцам в том числе, что вынудило последних отправится в неизвестность. Или умирать тысячами.
      А беженец беженцу рознь, как Лена сказала. То же самое было и с ирландцами, полагаю.

      Delete
    4. А я, девочки, думаю совсем о другом. Вот в конце прошлого века и Америка, и Европа, пожалевши с одной стороны, нищих и гонимых внутренними противоречиями арабов из разных стран, подумавши также, что им тоже нужна неквалифицированная раб сила, впустили миллионы арабов в свои страны. Дали им жилье почти бесплатно, у нас - бесплатное медобслуживание, которое тут стоит бешеных денег, и еще кучу всяких няшек. Те оказались в странах с мощной экономикой и высоким уровнем образования. Нет, чтобы встроиться в общество и функционировать в нем согласно своим возможностям. Нет. Образование они в основной массе своей игнорируют. Никоим образом не ассимилируют, остются такими же обособленными группами населения с нищенскими доходами по причине отсутствия профессий. Женщины их забиты и не имеют никаких прав так же, как и в странах исхода. Основная масса их по-прежнему живут на гос. пособие. И это потому, что такая жизнь на пару порядков лучше, чем в странах, откуда они и прибыли. Зачем дергаться и стремиться к лучшему, если и так манна с небес сыпется?!
      А вот их активная молодежь промышляет на терактах, а не только на каком-то мелком хулиганстве. Вспомните огромные, страшные теракты в Нью Йорке, Бостоне, Мадриде, Париже, Софии, унесшие тысячи жизней...
      Вот и получается, что и во времена голодомора правительства повели себя безообразно, и сейчас результат жуткий, хотя вроде и старались быть жалостливыми и добренькими...

      Delete
  3. Да, страшная история. К сожалению, такова история человечества. И никого она не пощадила.

    ReplyDelete
    Replies
    1. У нас проходят парады на St. Patric's Day. Так сплошь все в ярко-зелёных дурацких костюмах и шляпах. Открытки продают с тематикой, мол, ирландец не дурак выпить. Все бары в этот день забиты до предела.
      А оказывается ведь что предки этих людей пережили, чтобы так дурачится и веселиться!
      Именно это меня и поражает больше всего...

      Delete