Friday, January 30, 2015

Я начальник - ты дурак. Ты начальник - я дурак

Кто бы нe хотел владеть секретами продвижения по службе?! Как ни верти, ни крути, а все больше людей зарабатывает себе на хлеб насущный в офисах. А в офисах, как и в джунглях - свои порядки.
Оказывается Laurence J. Peter 40 лет назад сформулировал интереснейшие закономерности того, что творится в бюджетных организациях и больших компаниях, более всего его заинтересовало, кто и как продвигается по служебной лестнице. Таким образом он внес вклад в науку под названием  "иерархиология". У него самого не было времени написать об этом книгу, но Raymond Hull высказался ему в этом помочь, и книга "The Peter Principle: Why Things Always Go Wrong" вышла в 1969г.  Если просмотреть отзывы на эту книгу, то ее почему-то в основном стеснительно называют сатирической и всячески оправдываются, мол, в нашем обществе/компании/учреждении такого нет, ну или на всякий случай, наши мэнэджеры все обучены избегать принципа Питера и т.д.
Людям как-то неудобно признаваться, что они ведут себя не очень умно, даже после того как им об'яснили, куда заводят их же поступки. Однако ведущие business schools в мире ввели преподавание сего принципа как часть обязательной программы для MBA (Master in Business Administration).
Итак, что же такого интересного заметил Питер?
По его наблюдениям человека продвигают по служебной лестнице вверх до тех пор, пока он не достигнет своего уровня некомпетенции, где он и застревает надолго, если не до пенсии. Или другими словами человека продвигают на более высокую должность по тем замечательным качествам, которые он продемонстрировал на той должности, которую он занимает сейчас, хотя это могут быть далеко не те качества, которые нужны для новой.
Возмем для примера автомеханика в большой автомастерской. Предположим, он знает прекрасно свое дело, работает быстро, аккуратно и толково. Когда освобождается место мастера, его продвигают на этот пост. Мастер должен планировать и распределять нагрузку между другими механиками, наказывать или увольнять нерадивых, вовремя заказывать запчасти и подавать отчеты. А вот это-то он не любит и не умеет делать. Он хватается переделывать работу за теми механиками, которые сделали ее плохо, он забывает про своевременный заказ запчастей, отчеты у него бестолковые. Механики не довольны, т.к. из-за отсутствия деталей они вынуждены простаивать, и заработки их от этого пострадали. Начальство не довольно, так из-за бестолковых отчетов они не имеют полной картины того, что же происходит в автомастерской и вынуждены обращаться к другим механикам за информацией, а те не могут дать ее в полном и удобном для начальства виде.
Если эти негативные факторы зашкаливают за пределы допустимого, то новоиспеченный мастер будет или уволен или разжалован в механики. Но чаще всего он остается на новом посту, и работа как-то налаживается "сама по себе", т.е. то, что новый мастер не в состоянии выполнять, постепенно берут на себя другие, еще не достигшие своего уровне некомпетенции.
Если же продвижение нашего механика оказалось успешным, и он отлично справляется с обязанностями мастера, то возможен вариант, что освободится место управляющего компании, и он будет продвинут на него. И так далее, пока он наконец не достигент такой должности, на которой его некомпетентность полностью заблокирует его продвижение вверх по служебной лестнице.
В худшем варианте никто не делает его работу, и страдает уровень сервиса, что в конечном варианте может привести к развалу всей компании.
Идея ясна?
Итак, что же мы имеем, если приложить эту идею к об'яснению действительности?
Начальство в основной своей массе - это группа людей, достигших своего уровня некомпетенции. Их действия хаотичны, бессистемны, штаты их помощников раздуты, и они в сущности не ведут свою компанию, учреждение, государство в правильном направлении. Собственно говоря, они не способны его вести куда-либо. Как же большинство этих заведений функционируют? Низшие чины, не достигшие еще своего уровня некомпетенции способны угадывать, какая полезная работа хотя бы в каком-то направлении может быть сделана, как же ее выполнить, и при этом не быть выгнанным некомпетентным начальником.
В иерархических организациях начальство в основном озабочено сохранением и поддержанием иерархии. Только две группы людей могут быть уволены из таких организаций: явно и очевидно некомпетентные и супер-компетентные. Послушные, аккуратные и знающие свое место работники будут продолжать карабкаться (или их продвинут) по служебной лестнице, пока не достигнут своего личного "потолка".
Теперь технический вопрос, который может заинтересовать широкие массы: что же более эффективно в построении личной карьеры индивида в любой иерархии, волосатая рука свыше или ваши собственные локти, с помощью которых многие очень сильно надеются пробиться наверх?
Питер очень наглядно показывает, малоэффективность "локтей" и в то же время дает парочку советов, как можно найти "Руку" внутри офиса. Она совершенно не обязательно должна быть из серии родственных связей.
Интересно также и то, что он показывает, почему у людей, занимающих высокие посты, частенько разлаживается здоровье, и рекомендации, срабатывающие для других, абсолютно не действенны в их случаях.
По мне, так эта коротенькая книжечка весьма толковая, Лоуренс Питер "Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось", а называть ее стиль можно, как вам удобно. Ее можно бесплатно прочесть по-русски online или сгрузить, просто гуглните по названию.

6 comments:

  1. Хорошая книжка. Я так рада, что для меня она не актуальна. Как хорошо без начальства, без интриг. Пришёл, отрадотал с удовольствием, насмеялся, получил свои деньги и ушёл. Так тебя ещё и ждут с нетерпением, готовят незатейливые подарочки в виде рисунков или затасканной конфеты....

    ReplyDelete
  2. Это - да, совершенно справедливо. И свобода от начальства, и свобода от интриг.
    А для меня эта книжка явилась таким откровением мира, так аккуратно описывающим картину! И сразу все из частных случаев и всяких personalities вдруг превратилось в стройную теорию

    ReplyDelete
  3. А если у меня есть все качества топ-менеджера, а свою работу курьера я делаю очень плохо? Как в таком случае дорасти до топа? Книга не рассказывает? :)

    ReplyDelete
  4. Книга - это же не инструкция по эксплуатации каждой отдельно взятой личности.
    Я бы сказала, что любая теория описывает общие закономерности.
    Для никудышного курьера с полным набором качеств топ менеджера просто стоит уникальная задача, если он действительно осознает свой потенциал.
    А там может и какая-нибудь Рука найдется :-)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Курьер - абстрактный персонаж. Я про то, что в книге говорят, как не надо делать, но интересно, написано ли, что и как надо. Чтобы сделать кого-то начальником, его же надо выделить из всех его коллег по каким-то критериям: либо это достижения в текущей работе, либо какие-то личные связи. Даже теоретически не могу представить себе другие варианты.

      Delete
  5. Надя, online книга например на royallib.com -это всего 14 webpages. Написана и переведена не как научная статья, а легко и изобилует массой всевозможных персонажей и их способах выживания или продвижения по служебной лестнице. Не смотря на то, что главным ее аспектом является исследование, почему на вершине иерархии оказываются профессионально непригодные люди, тем не менее пытливый читатель найдет массу полезных рекомендаций и для себя, в том числе, как со своим skills set продвинуться а даже, как побыстрее продвинуться:-)
    Но эта книга отнюдь не training "Kaк стать миллионером".

    ReplyDelete