Wednesday, October 22, 2014

Иммигрантские метаморфозы - 2

Начaло тут...
Мою дочь пригласили попреподавать математику в воскресной корейской школе в ее бытность проживания в New Jersey. Она там года 4 вела занятия, 2 урока по 3 часа с 5-ти минутной переменкой ( Вот скажите, как можно столько времени высидеть?! Я, например, так не могу!)
Эта школа - дополнительные занятия, как бы дрессировка к поступлению в колледж для старших, и для улучшения оценок в обычной школе - для младших. Название школы отражает хорошо ее суть: Elite Academy. Как она нахваливала учеников в своих классах! Говорит, что сколько ни задашь домашнего задания - им все мало! Об'ясняешь материал,- гробовая тишина, и ученики тебе смотрят в рот, ловят каждое твое слово, куда по классу не пройдешь, все головы учеников за тобой мгновенно поворачиваются. В общем, учителю - полный кайф!

А вот в еврейской частной школе она преподавала в будние дни - дети вечно с учителем в какие-то споры ввязываются, какие-то нетрадиционные решения задач подсовывают и доказывают, что они правы. Мамаши вмешиваются в преподавание, дают свои советы, как именно найти подход к их замечательному и не пOнятому ребеночку, как именно надо об'яснять ту или эту тему. Директор обеспокоен тем, чтобы и дети, и их родители были довольны процессом обучения в школе.  И нельзя детей заваливать домашней работой, потому что у них есть и музыка, и спорт, и едут они на каникулы к тем родственникам, или на этот слет, или у них большой play-date, или они уже занимаются исследованиями в госпитале или в страховой компании, или работают с бедными детьми по выходным, помогая им подтянуться в школе и прочая. Еще они обязательно едут в кэмп, чтобы общаться с другими детьми и иметь кайф - ведь это же детство! А в еврейские праздники, которых жутко много, вообще работать нельзя. И по шабатам тоже нельзя работать.
Что интересно, среди евреев и по сей день процент ученых, врачей, адвокатов, людей творческих профессий, достигших потрясающих результатов, чрезвычайно высок, зато о самоубийстве среди них не говорят, если и есть случаи, то они крайне редки.
Один мой знакомый приехал из очередной бизнес-командировки в Китае и рассказал, что увидел в витрине книжного магазина в Пекине Тору, переведенную на китайский. Зашел полюбопытствовать. Владелец магазина охотно об'яснил, что эта книга пользуется огромным спросом. Китайцы решили, что просто прочитав Тору, они тут же поумнеют на пару порядков и станут такими же успешными, как и евреи.
Им невдомек, что религиозные евреи читают Тору по главе в неделю, всю свою жизнь, и никогда - в одиночку. А всегда with study group, они задают вопросы, пытаются углядеть новый для них затаенный смысл, заложенный в короткой главе, потому что они считают, что Бог не зря им эту информацию подает, она зашифрована, и ее надо понять и приложить эти знания к современной действительности. И каждый год начинают ту же самую книгу читать опять, и выискивать скрытый смысл, и опять же не в одиночку, а вместе - "team work", стало быть в современной терминологии.
 У евреев задать вопрос - дело обычное, что по большому счету отрицает подхалимаж, ибо "questioning authority". 4-х летний ребенок спрашивает наравне со взрослыми, и никто не имеет права высмеивать "глупые вопросы". Т.о. мыслить, а не слепо зазубривать - это основная формула еврейского образования. В израильских компаниях на meetings шумно, люди спорят, даже кричат, босс - не босс, каждый имеет право говорить и критиковать другие мнения, не важно, кем они высказаны.  В такой обстановке наиболее интересной идее есть шанс пробиться в жизнь.
Вот и имеют процветающее государство, не смотря на непрерывные нападения арабов.
Да, а преподавать еврееям не легко, очень даже не легко, надо постоянно "быть в форме".
Однако тот, кто получил традиционное еврейское образование, всегда скажет, что это серьезный плюс по сравнению с людьми, которые выросли в полном послушании и повиновении старшим...
:-)
Еще немного о различном поведении разных групп людей, эссe про автобусы . Там особо интересны комменты, хоть и длинноваты :-)

6 comments:

  1. Да, я столкнулась с этим сама. В Ташкенте я выросла в евреёском районе. Вокруг было две синагоги. В школах в нашем районе на 35 детей в классе было 20 евреев ашкенази и два-три бухарских. Я дружила с Женей. Она приходила домой, её встречала бабушка с обедом. Потом Женя должна была отдыхать, гулять. Потом бабушка занималась с ней русским и литературой. Они готовили уроки и потом обсуждали пройденное в школе. Потом после небольшой паузы подключался дед. Он занимался с Женей физикой. Тут уже приходила с работы мама. Они занимались биологией и химией. Тут наступала очередь папы с математикой. перед сном Женя гуляла чаще всего с папой, с которым они повторяли уроки. И такое я наблюдала почти во всех еврейских семьях.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Интересно!
      В наши времена репетиторство было только для двоечников.

      Delete
  2. Нет , у нас наоборот, к репетиторам ходили серьёзно настроенные ученики.
    Ира, не могла бы ты распространить в своём кругу вот это http://create-hands.ru/wppage/uroki-francuzskogo-yazyka-5
    Если нет, я не обижусь и меньше тебя от этого любить не стану.
    Сарафанное радио самое верное. Если тебе и твоим близким нужен фр-ий, всегда я большим удовольствием. И о цене не думай.

    ReplyDelete
  3. Хилола,спасибо.
    Мой сын выучил французский на очень хорошем уровне в американской школе, брал advanсed classes в течение многих лет. В универе взял honors grammar & honors speaking classes, получил А, А+, не смотря на то, что в его группе были только те, у кого французский - родной язык. Разговаривает свободно (ну или мне так кажется :-)..), читает новости по-французски, покупает книги, в основном поэзию, на французском.
    Я возила его несколько раз в Париж, мы были с ним во Французской Канаде.
    Он родился и до 5-ти лет жил в Израиле, учил иврит систематически и по особой програме в воскресной американской школе, мы ездим почти каждый год в Израиль, и он неплохо об'ясняется и читает-пишет на иврите.
    По-русски он говорит смешно, напрямую переводя с английского, но я с ним говорю в основном по-русски. Однако не умеет ни читать, ни писать, почему-то не хочет учиться.
    Подведем итог.
    Получается, он почти что полиглот:
    английский, французский, иврит и русский разговорный.
    Два лета проработал типа вожатым в интернациональном детском лагере, где использовал все известные языки успешно :-)

    ReplyDelete
  4. Я обожаю корейцев - они действительно замечательные, просто подарок для учителя. Но мне, конечно, ближе свободный стиль, где учитель и ученик вместе увлечены процессом поиска истины. Изучение Писаний в малых группах - это просто супер.

    ReplyDelete
  5. Я в общем и целом не люблю ни преподавать корейцам и китайцам, ни работать с ними. Мне ни разу не повезло встретить творчески настроенного представителя этих народов., ни работать с ними на равных. Постоянное присутствие дистанции между тобой и ними, даже с такими, которые вроде бы как твои друзья-приятели. Я общалась много лет с семьями Даниэлевских друзей, даже останавливась с ночевкой на 2-4 ночи у людей дома, когда они переехали в другой штат, а мы их частенько навещали. Вроде казалось бы подружился с людьми. Но всегда присутствует незримая стена между тобой и ними. На работе я как-то оказывалась всегда начальником, хоть и невеликим, но всё же выше, меня удручает подобострастное отношение ко мне, своего мнения не высказывают, тянут, ждут, пока ты свое выдашь первым, после этого начинают расхваливать твой выбор.
    Не знаю, откуда я такая свободолюбивая проявилась, но я так люблю работать на равных, по мне нисколько не важна должность, а именно идеи, которые человек генерирует, ответственность и порядочность.
    Не повезло мне, что ли, с азиатами? :-)

    ReplyDelete