Thursday, December 06, 2012

Кто больше работает, тому и платить надо больше. - #1

А вот и другая истоpия про людские характеры и судьбы.
Довелось мне в моей трудовой биографии сначала ради куска хлеба, а потом по инерции лет 8 проработать преподавателем в одной компании, основанной тремя выходцами из совка, назовем их Стан, Славик и Аллочка. Парни были, понятное дело, программистами, и поначалу они же и были первыми и единственными препами, а Аллочка - выпускница ВГИКа, к-й в Америках явно не находилось места для приложения ее профессиональных талантов. Аллочка - натура деятельная и не без развитой фантазии, постепенно нашла себя в упомянутом бизнесе как маркетинг директор, а также и business development specialist. Вначале все шло прекрасно,
как обычно, ибо была эра перепрограммирования "года с 2-х позиций на 4 позиции", помните 2000-й год, тогда две выделенные позиции на год во всех вычислениях просто становились "00", а деление на ноль это же бесконечность?
 Тогда народ из парикмахерш, железнодорoжных инженеров, бухгалтеров и всех других, к-х не тошнило от компютеров, пачками валил переквалифицироваться в программисты. Школа не успевала снимать новые помещения и нанимать новых препов, чтобы всю эту толпу, страждующую знаний, обучать со страшной скоростью в программисты. Программистам платили прекрасно, даже тем, у кого не было никакого опыта реальной работы, начиная с $55,000 в год, а хорошие спецы в программировании срывали и по $200,000 в год, а были и те, кто имели и больше. Ну как не пойти поучиться?!
Стан и Славик разрабатывали программы новых курсов, подключали новые компьютерные классы к network-у, интервьюировали потенциальных студентов, чтобы сформировать более-менее однородные группы, а Алла бегала по инстанциям, выбивала лиценции на признание их школы как официально утвержденное учреждение по образованию (это давало права на гранты и прочие привилегии в налогах от штата), разбиралась со скандальными студентами или нерадивыми препами, - женшина все же, стало быть people skills у нее были куда лучше, чем у двух ее партнеров.
Дело росло и ширилось, денюжки текли рекой во все 3 кармана владельцев. Все было замечательно-прекрасно.
После September 11th 2001 дела резко застопорились, как и у всех других компашек в software industry, и интерес публики к переквалификации в программисты резко уменьшился. Наступили тяжелые времена, другие подобные школы начали закрываться одна за одной, но наша - держалась на плаву, и все - благодаря Аллочке. Ибо она подсуетилась заранее и вовремя заполучила все необходимые лицензии от государства, и худо-бедно, а студент все же в школу шел, ибо безработному программисту город Нью Йорк давал ваучер на $4,000, если он шел учить новые технологии в своей профессии, а они-то уж в школе и были. Там переучивали с огромных IBM mainframe на маленькие PS-юшники, на object-oriented, Java, C#  и прочую хрень, к-ая все еще кормила.
Стас и Славик тем временем продолжали работать, каждый на своей основной работе, ибо школы эти обучают людей исключительно по вечерам и по выходным дням. Опять же мужчина чуствует себя на коне, когда в бизнесе есть action, action, and action. В периоды застоя ему делается скучно, и он отключается, или еще лучше: переключается на что-то другое. Вот этим они оба и занялись, а именно на делание своей личной карьеры, ибо давно уже позаимели со школьных доходов не только по огромному дому, мерседесику для себя и для жены, и отпускам по французским ривьерам, но даже и занялись коллекционированием живописи.
Аллочке же не оставалось ничего дугого, как тянуть на себе все далеко не самые яркие и захватывающие будни школы программистов.
Вот день за днем телепаются, и надо бегать-выкручиваться, чтобы выплатить зарплаты оставшимся препам, уборщикам, платить рент за помещения, переоформлять лицензии, а наша Аллочка все одна да одна, и прикрывает собственным телом все амбразуры еле теплящегося бизнеса. А партнеры ее все заняты своими карьерами, и как надо встретиться с ними и что-то важное обсудить, их все нет да нет, каждый раз какие-то нелепые об'яснения бубнят в телефон. Все свалилось на нее одну, и никакой помощи от сильных мужчин-партнеров в том бизнесе не дождешься.
И пошла Аллочка конем. Просто подумала она, что, мол, не хотите работать, ребята, наравне со мной, ну и не надо, а тому кто больше работает, положено и платить больше.
Вроде как формула прозвучла логично.
Аллочка и нашла ей применение в своей личной жизни: всех студентов, к-е пришли учиться сами, а не от города Нью Йорка, Аллочка стала энергично просить, не сказать, чтобы требовать, расплатиться наличными. Завела отдельную бухгалтерскую книгу, раздавала им квитанции об уплате, а все денюжки присваила себе, как компенсацию за тяжелый труд.
Так продолжалось довольно приличное время, ибо мужики не очень-то и разбирались в бухгалтерии, да и не хотели сами ей учиться, а Аллочка не гнушалась, взяла себе спец. курс по accounting, изучила внимательно тонкости, и соответственно аппетит у нее к денюжкам возрос, она стала искать дополнительных путей компенсирования своего вклада в компанию.
Благодаря ее усилиям, год за годом школа стала преподавать все, за что можно было получить дотации от государства: обучение основам работы на компьютерах для пенсионеров, ассистент зубного врача, курсы бухгалтеров, курсы электриков, курсы слесарей, подготовка на сдачу различных лицензиозных экзамена, она даже организовала курсы-проживание подросткам и студентам из России для освоения разговорного английского и т.д. Талант у человека. Организаторский. И фантазия!
 Бизнес начал снова процветать, а Аллины доходы - и того лучше.
Но как обычно, сначала все хорошо, потом плохо, потом опять хорошо, и вдуг - ну совсем плохо.
Стас заподозрил что-то нечистое, ибо он был силен в методах аппроксимации еще будучи студентом в институте: вроде бизнес развивается так, а его доходы - эдак. Он посидел пару выходных и довольно быстро обнаружил, откуда  bug  в системе - не зря же он программист. Позвонил Славику. Они вдвоем установили несколько скрытых камер в офисах своей компании и назаписали приличное к-во тех самых Аллиных сделок за наличные, к-е никак не проявились в основной бухгалтерской книге. Однако далеко не в каждом деле разрешается базировать улики только на видео/аудио записях. Они сфотографирофали также и наличие второй не зарегистрированной книги по приему платежей, к-ю в нужный момент и сумели из'ять.
Подали в суд. С обилием аккуратно собранных улик дело слушалось быстро, и Аллочка оказалась в тюрьме за присвоение себе суммы, к-ая зашкаливала за миллион.
И там же отпраздновала свое 50-летие.

7 comments:

  1. Печальный рассказ. Она до сих под в тюрьме? Жаль, что не нашлось других способов решения проблемы.

    ReplyDelete
  2. Я уже там давно не работаю, года 4 как минимум, и не знаю продолжения истории.
    С другой стороны, Таня, каждый человек принимает решение в определенный момент своей жизни, а дальше он "ест последствия принятого решения ложками" всю оставшуюся жизнь...

    ReplyDelete
  3. Я зато знаю другую историю, более свежую.
    Щщас же отпишу...

    ReplyDelete
  4. Но согласитесь, у нас бы нашлись другие способы разобраться с Аллочкой, без привлечения органов...1

    ReplyDelete
  5. "У нас" - это в Индии или в бывшем СССР?
    В США законы соблюдаются аккруратно, и что интересно, что их применяют и к очень богатым в том числе.
    Я тут с интересом следила за серией судебных процессов об insider trading. Так 69 человек - белая кость финансовой индустрии, hedge funds - угодили за решетку, кто на сколько. Закон прост: и маленький покупатель акций (читай : разных ценных бумаг), и крупная финансовая компания с возможностью подкупить кого угодно за ценную экономическую информацию, не имеют права пользоватьтся тем, что не является информацией обшественного пользвания(public knowledge). Tex, кто тем не менее предпочел разными изощренными методами инфу покупать у тех, кто работал в вернем эшелоне власти в крупнейших компаниях с богатым технологическим потенциалом их и взяли на мушку. А накопивши на них достаточно фактов, привели на суд. И тех, кто покупал инфу, и тех, кто поставлял, наказали по закону, не взирая на их биллионы-миллионы, связи, возможность найти самого распрекрасного адвоката.
    Мне лично такой подход нравится. Вне всякого сомнения, США - не идеальная страна, но куда ближе к идеалу по своему общественному строю, чем, к примеру, бывший СССР.
    У Аллочки одна ошибка в стратегии была: она не смогла найти решение по типу "win-win" в своей ситуации, а пошла проторенным путем: не украдешь, не проживешь.
    Здесь такое не очень-то и к месту.

    ReplyDelete
  6. Ничуть не жалко. А ты не воруй.
    У российского человека это уже в подкорке: как не украсть, когда возможность есть?

    ReplyDelete
  7. А я призадумалась, что бы я стала делать на ее месте, если бы оба моих партнера увиливали бы от работы.
    Есть простой метод: собрались все втроем, обдумали, как дальше развивать застопорившийся бизнес, поделили обязанности и главное - раздали всем задания, записали и каждому дали deadline. Раз в неделю, совсем не обязательно с'езжаться, можно и по телефону - status update, коррективы, какие-то методы замера результативности. Далее смотрим по оси времени: что-то срабатывает, а что-то нет, как каждый генерирует идеи, и как их реализовывает, - все записывать, как историю болезни в госпитале, потому что болтовня редко дает зримый результат. Когда все записано и обдумывать легче, и ошибки легче найти. Кконфликт тоже ярче прорисовывается на письме.
    Если видишь, что партнеры не вступают в совместную деятельность, можно даже и поднять вопрос о пересмотре соглашения, кому ск. % от дохода платить, назначивши кризисный период, типа 1-2 года. Если одна Аллочка вкалывает, то ей и львиную долю %, а как вытащила бизнес, и партнеры опять реанимировались, то - возврат на прежний дележ %.
    Что-то в этом духе.
    Ведь всегда в запасе есть самый крайний вариант - просто уйти из бизнеса вон и открыть свой, нанять своих препов, к-е уже будут не партнеры, а твои работники, с к-ми совсем другие отношения.
    Мне кажется, когда потерял цельность души, никакими деньгами ее назад не вернешь.
    Такие потери - самые ужасные

    ReplyDelete