Tuesday, December 09, 2025

Финальный аккорд: Рим, Doria-Pamphilj Galery (окончание)

(Окончание. 
Doris Pamphilj Gallery это одна из самых знаменитых и богатейших частных коллекций предметов искусства, в которых находятся буквально самые драгоценные сокровища. Благодаря мудрому и дипломатичному семейному управлению и достигнутым договоренностям с Ватиканом и итальянским правительством, никакие предметы из этой коллекции не были конфискованы или переданы во владение государству, что делает ее уникальной.

Эта галерея - волшебное место, потому что и по сей день семья Doria Pamphilj владеет и дворцом и всей коллекцией, и картины - это семейная память, они переплетаются с историей семьи, в ней портреты и бюсты предков, и попав в такое место, ты не просто узнаешь гораздо больше, чем когда ты прочитываешь массу книг, ты еще и эмоционально вовлекаешься в семейную историю.
Вход в галлерею стОит всего 14 eu (для сравнения подняться на городскую стену Дубровника длиной в 2.5 км и просто обойти старый город, заглянув в два крошечных музея, в которых практически ничего интересного нет, стОит 40 eu). При входе в галерею тебе вручают аудиогид, который включен в стоимость билета и (!) великолепно начитан принцем Jonathan Doria Pamphilj. 
Это вообще уникальный факт среди музеев и частных художественных коллекций, а в этом случае это еще и потрясающе интересный рассказ члена такой старинной семьи да еще и с разными интимными подробностями и детскими воспоминаниями и ассоциациями - у тебя сразу же возникает ощущение, что ты сам лично в гостях у этой семьи, тебя ведут из зала в зал, останавливаются перед своими любимыми картинами или скульптурами. 
Вот ты в Зеркальном зале, который оформили, перекликаясь в дизайне с Версальским дворцом, а принц со своей сестрой катались здесь на роликовых коньках, а их гувернантка страшно перепугалась, что они поломают мебель и уронят скульптуры, сорвут занавеси - она так возмущалась и громко причитала и требовала прекратить, что в зал сбежались слуги. 
А еще принц вспоминает, когда семья приняла решение открыть залы галерей для доступа публики, тогда вопрос подняли только об организованных турах с гидом, и вот первые группы стали появляться. Дети прятались в переходах и на лестницах для слуг и подглядывали за непрошенными гостями, пробираясь незамеченными за стенами.
Так они освоили все потайные лестницы и проходы и нечаянно подслушали, как слуги рассказывали друг другу страшные истории про то, как в полнолуние духи семейных предков появляются в том или ином месте во дворце. Дети решили нарядиться в этих духов и попугать слуг. У них отлично получилось!
Во дворце есть апартаменты Princess Anna Pamphilj (18 век), которые сохраняются в своем первозданном виде, и туда детям категорически не разрешалось заходить вообще, ведь там удивительная и очень хрупкая венецианская мебель! Ну конечно же они с сестрой туда пробрались тайком и все перетрогали, и флаконы с парфюмерией особенно. Но хорошо, что ничего не поломали, и никто об этом не догадался. 
А по утрам перед завтраком дети должны были пройти мимо бюста Pope Innocent X работы Bernini и обязательно поздороваться с ним, а вот в комнату, где висит портрет того же самого Pope Innocent X работы Diego Velázquez, дети вообще боялись заходить,
да и сам Папа, увидевши свой законченный портрет, сказал художнику, что портрет слишком правдивый, и при жизни никогда не демонстрировал его широкой публике, но не мог не признать мастерства художника. Портрет держали в небольшой комнате, куда изредка приводили лишь особо важных людей. А вот тут и видео, как же Velázquez-у, приехавшему в Рим второй раз в своей жизни, удалось сделать так, что сам Папа Римский заказал у него свой портрет. 
Посмотрели видео? У Веласкеса был не только выдающийся талант психолога и живописца, но так же и талант неординарного бизнесмена, который лихо поставил себя out of the crowd! 
Скульптурный бюст Pope Innocent X работы Bernini это свидетельство того, что Папа Римский признал его талант, и не смотря на то, что в его глазах Bernini ассоциировался с изгнанной им семьей Barberini, он его простил и вновь стал давать небольшие заказы от Ватикана.
В галерее находятся несколько шедевров мирового искусства, которые бы сделали честь любому музею, владел бы он хотя одним из этих полотен. 
Я не изучала и историю искусства в систематическом порядке, взявши курс в колледже или университете, все мои знания исключительно с посещения музеев и чтения себе в удовольствие. Каждый раз после очередного музея я узнаю что-то новое для себя, и это вызывает всплеск интереса, мне хочется поподробнее это изучить. 
Так я открываю для себя новые имена в живописи, скульптуре, архитектуре, - исключительно по велению души, а не для того, чтобы сдать экзамен на хорошую оценку. 
 На этот раз я узнала, что до 17 века пейзаж никогда не был сам по себе отдельным полотном - его использовали исключительно для фона в портретах, батальных сценах или сюжетах на библейские темы.
Семья Pamphili впервые заказала написать столько полотен исключительно только с пейзажем для своего дворца в первом же зале после вестибюля, чтобы ошеломить и удивить гостей. И еще: во дворцах залы очень высокие, и картины размещались в три-четыре ряда от пола до потолка. Их роль была исключительно декоративная, целые залы имели работы одного художника и его подмастерьев, в отличие от современных музеев искусств, где картины размещены обычно в один-два ряда, и у каждой качественное индивидуальное освещение, акцент размещения на то, кто же создатель данного произведения искусства.
В одном из залов галереи картин на стенах так много, что в семье постоянно подшучивают на тему, мол не рухнула ли еще одна из стен этого зала под тяжестью навешанных на нее картин. Я вот почему-то не люблю видео, где молча просто отснято то место, которое мне интересно, нет никакого тебе рассказа. Называют этот вид видео 4D. 
Про Doria Pamphilj Gallery я практически ничего интересного из полноценных видео не нашла, так что вставлю это коротенькое бессловесное, но хотя бы отснятое на хорошую камеру. 
Тут надо отметить, что искала я (да и давно переключилась только на это) только в англо-язычном отсеке интернета.
Галерея и сам дворец никто особо широко не рекламирует, посетителей в ней, когда была я, было мало, это вам не толпища в любое время года в Ватиканском музее. Правда здесь не разрешали присаживаться на красивые диваны и кресла, как во дворце Colonna, куда мы с Дафной приходили :-), но эта коллекция намного богаче, чем в Colonna Palace, и в Borghese Gallery.
PS.
Большая часть фото в этом посте не мои, отличить их просто: мои фото картин обычно в рамках, и не под прямым углом - я ищу такую позицию, чтобы отражение освещения было минимальным. Профессиональному фотографу выдается разрешение на пронос своего освещения с экранами, да и качество снимка камерой значительно выше, нежели у моего телефона.


No comments:

Post a Comment