Saturday, January 18, 2020

Художник беспокойства - Фелих Валлотон

«Феликс Валлотон - художник беспокойства» так названа выставка, которая сейчас проходит в Metropolitan Museum of Art. Мне он был совершенно не знаком, и я взялась читать о нем, и наконец добралась и до музея. О художнике французы говорят, что он непризнанный, а швейцарцы каждую его работу называют шедевром.

Отчего так? Да он родился в Швейцарии в Lausanne в протестанской семье в 1865г, и перебрался в Париж шестнадцатилетним юношей, чтобы учиться живописи, а в 1900г получил французское гражданство и прожил всю свою жизнь во Франции, изредка наведываясь в родные пенаты.

Я сделала фото почти всех его работ представленных на выставке, чтобы потом подробнее почитать о них, сделала вебальбом, хотя тем, кто интересуется работами Валлоттона, можно тут же нагуглить “images vallotton”, качество снимков там даже будет лучше.
О молодом художнике, появившемся в Париже, говорили, что он весьма необычен в своём творчестве, достиг потрясающего совершенства в гравюре на дереве, и что он напряжен до невозможности, контролируя свои движения, слова, манеру одеваться, когда появляется на людях. Это бросалось в глаза и отчетливо заметно в его автопортретах, особенно в молодости.
В своём творчестве он на какое-то время примыкал к движению модернистов Nabi, но ни эмоционально и не творчески он не сливался ни с кем из его участников ( Pierre Bonnard,Ker-Xavier Roussel, Maurice Denis и Edouard Vuillard)
Он так и остался уникальным и неповторимым в своём творчестве, в поисках самовыражения в живописи, в философских воззрениях на работу художника. Он как бы был среди всех, но в то же время очень обособлен и ни с кем не дружил душа в душу.
Конец 19-го века и начало 20-го взбудоражили весь мир, ибо в жизнь вошла фотография, и стало быть отпадала необходимость в копировании мира и людей в нем, но если не портрет и пейзаж, тогда зачем вообще нужны художники?!
Феликс практически никогда не писал натурщиков при создании своих портретов, он не проводил много времени на пленёрах, пытаясь запечатлеть момент в пейзаже. Чаще во время одного единственного сеанса он делал беглые наброски, а далее работал, фантазируя но лету. Он был одним из тех, кто очень увлёкся фотографией. Сделавши снимок, он с него писал картину, фантазируя и с позирующим человеком, и с цветовым решением, дополняя и изменяя фотографию. Не смотря на то, что явное сходство с оригиналом прослеживалось, это всегда был собирательный образ в большей или меньшей степени.
Валлотон зафиксировал в своих работах тревожное время и состояние французского общества, он писал парижскую толпу в разных ее состояниях - бегство с демонстрации, в только что вошедших в моду торговых центрах, во фланировании по улицам, в уличных сценках обычной суеты или изображая несчастный случай. Также, как и Дега,
он «игрался» с завышенным или заваленным горизонтом, так вроде притягивая внимание зрителя к определенным важным аспектам сюжета полотна или в погоне просто за необычностью и уникальностью. Он тоже обрезал фигуры, пытаясь таким образом подчеркнуть динамику действа. Его не обошла стороной и японская графика, которая очень сильно повлияла на многих импрессионистов и модернистов - тогда ведь «поднялся железный занавес», и Япония стала открываться миру не только как торговая держава, но и делясь своим творческим потенциалом.
В его многочисленных картинах на интимные сюжеты у него красной нитью проходит морализирование на тему измен, соблазнения, разврата, и эти работы вам не картины голландцев с закодированными через определенные предметы или цвет моральными принципами как намёк на праведное поведение для зрителя.
У Феликса все идёт напрямик: смотрите, я это презираю и порицаю в женщине, в мужчине и т.д, которых и изображаю на своей картине в момент неприглядности их поведения.
Вот для примера: « Провинциал», «Визит», тут парижанка соблазняет провинциала, чтобы выудить у него побольше денег, там мужчина спешит соблазнить девушку, и т.д.
Как и все-все-все, он пробовал себя в натюрмортах и пейзажах, где-то нажимая на неестественность ярких красках, а где усугубляя мрачность состояния природы.
Валлотон написал очень много портретов своих соратников по ремеслу, пожалуй больше, чем другие художники,
он также откликался и на картины, написанныe другими, особенно на острые социальные сюжеты.
Вот Olympia, написанная Monet, a вот и Валлотоновская Олимпия. Если у Моне черная служанка на заднем плане, и она конечно же не главная фигура на картине, то у Валлoтона все как раз наоборот.
Живя в эпоху парижского расцвета искусств, наук и социальных потрясений, Валлотон общался со многими известными личностями, и был вхож в самые престижные салоны.
Гертруда Штайн, известная поэтесса и критик, заказала ему свой портрет, и ее же портрет был написан Пикассо. Они размещены рядом на выставке. Гертруде не понравился портрет Феликса. Собственно я так полагаю, что не столько по художественным достоинствам она выбрала портрет Пикассо. Да и какой грузной женщине понравится, когда ее рисуют так, что вся ее расплывшаяся фигура так и прыгает зрителю в глаза?! Совсем другое дело у Пикассо: прекрасно выбрана поза, и взгляд зрителя фокусируется тут же на лице. Ну и что, что с глазами какая-то чехарда, но зато чувствуется сила характера...
Валлотон, как практически и все его соратники по цеху, спал с натурщицами, жил со своей любовницей, Helen Chateau, и его натурщицей по совместительству, около 10 лет, но в конце концов женился по расчету на вдове, дочери владельца крупной картинной галереи. На одном из его полотен изображена его любовница в момент, когда он сообщает ей о своей женитьбе на другой. Меня тут шокирует вот что: не только причинил страдания женщине, он и использовал ее состояние для своей картины - чисто технический интерес.... И для меня соответственно тут же возникает вопрос о его морализировании на тему об использовании сексуальных партнёров... но кто в этом мире без из’яна?!
Женитьба дала ему стабильное материальное положение, а двое детей жены - эффект добропорядочной семьи с тёплыми взаимными отношениями. Жену свою он тоже писал много. С женитьбой он практически перестал заниматься гравюрой по дереву и переключился на живопись.
Своих детей у него не было.
Умер он в 60 лет, на следующий день после операции по поводу рака.

7 comments:

  1. Очень любопытный Мастер! Странно, но ранее я даже не слышал о таком художнике. Надо учесть.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Думаю, большинству из нас вряд ли известен хотя бы один из художников Les Nabis. Хотя, кстати, Валлотон был приглашён посетить Россию в 1913г, и часть выставочных произведений, которые привёз с собой, были тут же куплены. Возможно они сейчас находятся в крупных музеях страны.

      Delete
  2. Спасибо, Ира. Я так окультурилась. Уже целую вечность не была ни в музеях, ни в театрах. Перестала выносить скученность.

    ReplyDelete
    Replies
    1. А зимой в музеях не так уж и много народу...
      Давай, сходи, да и нам расскажешь :-)
      В Марселе же наверное много интересных музеев!

      Delete
  3. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ира,
      о Валлотоне не слышала, честно и спасибо за восполнение пробела. Не могу сказать, что мне понравились все его работы, но то, что он был прекрасным портретистом - не отнять.
      Кстати, на фотографии 1899г. у Валлатона взгляд демонический просто)
      Красивым был дядька, талантливым, эгоистичным, но и по-своему честным.

      Delete
    2. Вот и я тоже пробел заполнила, не сходила бы на выставку, и не узнала бы. И ты права, не все однозначно нравится.
      Мне, если честно, слепое копирование японской графики не нравится ни у кого из его современников, и что бы не писали искусствоведы, а мне это видится откатом по уровню в живописи.
      Так что спасибо музеям Парижа, Швейцарии и Metropolitan Museum of Art за выставку

      Delete