Sunday, May 03, 2009

Отпуск, какой бы он ни получился, хороший или плохой, отодвигается вглубь времен. Я довольна сама собой, что поместила на блог много воспоминаний и впечатлений, у меня ведь далеко не все виды памяти развиты одинаково :-), поэтому спустя несколько лет, пожалуй, мне приятно будет самой "прогуляться по Парижу" по своим же собственным заметкам. Расскажу лишь только про еще один поход в музей, да и то с моралью в конце.
В тот день, мы собственно планировали сходить только в Дом Инвалидов, в котором теперь находится Оружейный музей, однако, как всегда "ты предполагаешь, а бог располагает", как приговаривала моя бабушка.
Мы походили по Латинскому кварталу и Сорбонне, зашли там из любопытства в Институт Кюри, погуляли по Люксембускому Саду, перекусили и шли себе по маршруту. Я-то знала и правила к музею Родена, но боялась, что Даниэлю надоели уже музеи искусств, а так себе думала, вдруг ему захочется? а почему бы и нет? Вот и зайдем, и посмотрим тоже...
И таки не ошиблась, ребенок "клюнул": через красивую литую ограду открывался вид на большой сад со скульптурами и на красивый дом. Мы, обходя очередь, продвигались ко входу (у меня же Museum Pass!), вежливо извиняясь. Обычно люди дают пройти, а на этот раз почему-то практически никто не реагировал на мои "Извините - разрешите пройти" и проходилось буквально проскользывать между ними. Вдруг мне открылась ужасная картина: на полу, завалившись на бок, лежал грузный мужчина лет 60, работяга такой, его лицо чернело просто на глазах, он издавал какие-то тихие нечеловеческие хрипы, а рядом на коленях в беспомощной позе человека даже и не пытающегося звать на помощь, сидела молодая женщина, видимо дочь, и тихонько подвывала...
Человек просто умирал. Увидеть смерть вблизи - это большая душевная травма на долгие годы, и мой сын уже имел такой опыт, за который и по сей день еще не расхлебался, да и вряд ли когда полностью расхлебается. Я не люблю быть зевакой в толпе: не можешь помочь - иди себе своей дорогой, поэтому я подхватила Даниэля и быстро-быстро прошла с ним в здание музея. Он же, как завороженный, глядел назад, на домик у ворот, где сцена и разворачивалась. Я усадила его и говорю: служащие музея должно быть уже вызвали скорую, и если та приедет не позже чем через 5-7 мин, то человека, скорее всего спасут,- у него, наверное сердечный приступ. Ребенок двигаться не желал, и тут на счастье быстро появилась скорая, бригада парамедиков, и они занялись делом.
Даниэль стоит и твердит: "Он умер", а я ему свое: "Если нет полицейской машины, к-ая приехала за трупом, значит он жив, и медики продолжают реанимацию.
Утащила я его в сад, гуляем мы между скульптурами, а я ему про Родена рассказываю, как он свой путь в искусство искал, как он заказ на Врата Ада всю жизнь- переделывал, да так и не закончил, потому новые и новые идеи приходили ему в голову; что он был страшно близорукий, и вынужден был ощупывать модели, нанятые для позирования, чтобы ухватить пространственный эффект; как он прожил со своею первой любовницей всю жизнь, имея с ней сына, на к-го он внимания не обращал, и тот стал алкоголиком, и как своей матери на ее смертном орде пообещал, что таки женится на матери своего сына, что скрепя сердце и сделал, но она заболела пневмонией и умерла через неделю.
Надо сказать, что у многих художников жизнь складывалась очень круто.
Родена французы сейчас очень превозносят, он же в сущности был первым скульптором, к-й перестал ваять мифологических героев, чтобы передать человеческие эмоции. Он ваял реального человека в экстриме эмоции и называл скульптуру соответственно.
Даниэль слушал в пол-уха. В сущности, многие скульптуры Родена мы уже видели по нескольку раз на выездных выставких в Нью Йорке, Вашингтоне и в Мексико Сити. Где-то через полчаса он испросился посмотреть поближе на того человека, к к-ому скорая приехала, я и, скрепя сердце, пошла вместе с ним.
Мужчину уже уложили на носилки, ввели ему какие-то препараты, и я со спокойною душою собиралась уйти восвояси. Тут у нашего Даниэля откуда ни возьмись "прорезался понимательный французский" (до этого случая он все заявлял, что ничего не понимает, и ничего спросить по-французски не может), тут он мне вдруг говорит, что человек этот ослеп, он не реагирует глазами ни на кого. Видимо у дядечки был инсульт, пострадал от внутри-мозгового кровоизлияния именно тот отдел мозга, к-й отвечает за зрение.
Тут уж я говорю, что так или иначе, жизнь полна всяких неприятностей, этим людям уже не до оптуска и музеев, но может быть его быстро госпитализируют, и зрение хоть частично удастся восстановить - нынче медицина делает чудеса. Мы с ним ничего не можем поменять.
На том и дело с концом.
А себе подумала: наверное этот человек всю жизнь работал-работал, откладывая удовольствия и путешествия на пенсию, и наконец выехал, взял дочь с собой, а тут такая неприятность вышла...
Черт возьми, ведь жить надо тогда, когда живется, и не откладывать все на потом. Может это "потом" и не наступит никогда.

8 comments:

  1. Да. Нельзя откладывать. И в то же время нельзя жалеть ни о чем, в том числе и об упущенных возможностях. Когда нибудь каждый из нас встанет перед вечностью, оглянется и увидит, из чего складывалась его жизнь. У одних из дерьма склок и хапанья. У других из плесени перманентного нытья. А третий скажет - а я прожил, как мог, против совести не подличал, что давалось - с благодарностью принимал, что отнималось - без сожалений отдавал. Я чист перед совестью и Богом.
    Извините за ходульность, зацепили вы меня этим постом. Роден и смерть.

    ReplyDelete
  2. А парень у вас растет:) Мужает. За недолгое время, пока я его знаю, он заметно изменился.

    ReplyDelete
  3. Как бы тяжко ни жилось, а умирать не хочется, это правда.
    Особенно когда вроде как бы и получаешь удовольствие. Высший смысл жизни у каждого свой.
    Однако момент, когда человек умирает,врезается в память тому, кто оказался рядом. Есть в этом что-то неземное.
    Мой сын сказал своему приятелю, что это было его самое сильное впечатление от поездки, и что он вряд ли сможет его забыть.

    ReplyDelete
  4. Андрею Панкову: "... что давалось - с благодарностью принимал, что отнималось - без сожалений отдавал..." А как же насчет того, чтобы без сожаления и не требуя благодарности по своей воле отдавать(помогать) другим, а ...?
    НС

    ReplyDelete
  5. Да, парень мой растет. Много сил и души я вкладываю в него, чтобы хоть как-то компенсировать ему убитого отца.
    Вот вроде и в школе начал выправляться. Однако все равно надо с ним прорабатывать материал по каждому предмету, чтобы подготовить его к контрольным работам. Американская школьная система доканывает меня своим разделением труда. Учитель там только вываливает информацию в гигантских об'емах на детей, и ему дела нет, кто получает худшие оценки, чем мог бы. Психолог школьный имеет дело с детьми, у кого проблемы поведения: агрессивность там или что еще.
    Способные дети, к-е не могут получить прекрасные оценки,проваливаются посредине, потому что никому до них дела нет, кроме родителей. А у самих них еще нет силы воли и мотивации когти рвать.
    Это воспитывается, просто надо время, особенно мальчишкам. Они куда бОльшие разгильдяи, чем девочки, к тому же их увлекает виртуальный мир электронных игр.
    А школа их тихо выталкивает в классы для тупых детей, к-е в принципе не могут соображать лучше.
    Почему туда выпихивают? Да потому что государство оплачивает репетиторство в школах только для отстающих в развитии, ибо "No one student should be left behind" в американской школе (а на всех рассчитано не было), и там занимаются, и там все растолковывают, и там готовят и к тестам и к экзаменам годовым, но записывают в личном досье в школьной базе данных, что твой ребеночек-де проучился столько-то лет в подобной группе, не самостоятельный-де он, нужны ему подпорки-подставки, и чтобы ему всегда помогали...
    А какой же колледж такого возьмет, если сотни нормальных рвутся?! Да и приличная компания такого на работу не берет, ибо все они запрашивают школьный транскрипт для молодых людей из школы и т.д и т.п.
    Если не хочешь такую участь своему ребенку, то нанимай репетиторов, или сиди сам со своим чадом, чтобы он выдержал такой натиск материала, проектов и заданий. Так и делают в семьях, где хотят, чтобы их дети получили приличное образование.
    А репетиторы кто? Да те же школьные учителя, только обязательно это не должен быть именно твой учитель, а к примеру из параллельного класса. И тогда они за особо дополнительные денежки все и разжуют...
    Конечно есть дети, к-е и сами хорошо учатся, но их ничтожный процент в действительности...
    И все это происходит в public school, а не в каких-то там престижных частных школах (просто там даже нет групп для отстающих :-)))
    В заключении плача Ярославны для смеху: в третьей четверти дети обычно изучают поэзию и пишут стихи сами, а так как не каждому рифма дается, то в американской школе демократично учат писать белым стихом. У нашего Даниэля явный талант к поэзии, и он, хочешь - не хочешь, а шпарит рифмой. Ему снизили за это оценку до "В-".
    Чтобы наша училка по английскому была здорова.... (так на иврите ругаются :-)...)

    ReplyDelete
  6. Перечитываю твои посты о Париже. Как я рада, что Даниель узнал тебя как замечательного гида, владеющего потрясающим объемом информации об искусстве! В домашних условиях действительно не часто приходится вспоминать о тех кладезях знаний о прекрасном, которым владеешь, а дети считают нас в связи с этим "одноклеточными" - увы!
    Наташа.

    ReplyDelete
  7. Да, к сожалению будни заедают, и в выходные тоже не особо наобщаещься с детьми на темы об искусстве. У них очень напряженная жизнь и в школе и со всякими дополнительными занятиями. Общение крутится вокруг ежедневной рутины. Текучка. Чтобы рассуждать о смысле жизни и ее мимолетности нужны какие-то "особые" условия или ситуация. Надо как бы вырваться из этой самой текучки. Не обязательно ехать за тридевять земель, но какой-то толчок все равно должен быть.

    ReplyDelete
  8. Ой, Ирина, какой Даниэль-то замечательный! Я не могла оторвать глаз от
    этой огненной головушки. Ну просто прелесть мальчишечка! Ирка, а какая
    ты все же молодец, что родила 3-х детей. И девчонки у тебя славные, и
    сынок на радость. Умница! Вот этому я, пожалуй бы, позавидовала (если бы
    вообще завидовать умела).

    ReplyDelete